Сложившаяся ситуация после двукратной девальвации рубля по отношению к доллару США (и соответственно к китайскому юаню) заставляет несколько иначе рассматривать возможные варианты развития приграничного Благовещенска.
В условиях, когда туристический поток из России в Китай становится всё меньше (и эта тенденция скорее всего сохранится ещё длительное время), а поток китайских туристов, привлекаемых очень выгодным обменным курсом рубля и юаня, в российский приграничный город существенно вырос, неизбежно встаёт вопрос о том, чем и как привлечь потенциальных китайских туристов в наш город помимо традиционного шопинга.
На наш взгляд, в сложившихся условиях Благовещенск следует позиционировать как европейский город на китайской границе. Именно в таком качестве китайцы и сейчас уже рассматривают наш город. Проект «Маленькая Венеция» говорит как раз об этом.
К тому же после сооружения канатной дороги через Амур и создания более цивилизованных условий при пересечении границы (в отличие от существующих в настоящее время) значительно вырастет число обеспеченных китайских туристов, готовых посетить наш город.
Кроме того, следует максимально активно использовать уже налаженные культурные и образовательные связи Благовещенска с европейскими партнёрами. Уже несколько лет у нас в городе проводятся фестивали французского кино. В будущем можно будет подумать и о том, чтобы сделать эти фестивали привлекательными и для потенциальных китайских зрителей. Наиболее активные связи с европейскими партнёрами у Благовещенского педагогического университета (что объясняется, прежде всего, изучением французского и немецкого языков, наряду с английским и китайским). И здесь тоже есть возможности для расширения образовательного и культурного сотрудничества.
Уже сейчас в Благовещенске реализуется проект «Маленькая Венеция». Его инвестор – китайская строительная компания «Хуафу». «Маленькая Венеция» должна украсить собой западную часть города, а также повысить туристическую привлекательность Благовещенска и сформировать у гостей города, прежде всего из Китая, образ столицы Приамурья как Европы в миниатюре. В единый комплекс будут включены три гостиницы, выставочные, демонстрационные, концертный и кинозалы, бассейны, спортплощадки, спортивный зал, парковая зона с фонтанами, детские аттракционы, девять торговых центров, кафе, рестораны, закусочные и объекты бытового обслуживания. Планируется построить бизнес-центры. Для создания итальянского колорита соорудят каналы и переходные мосты. Сдать в эксплуатацию «Маленькую Венецию» планируется в 2017 году.
Строительство канатной дороги через Амур между городами Благовещенск и Хэйхэ должно начаться осенью 2015 года. Введение канатной дороги позволит решить главную проблему, препятствующую развитию туризма, – отсутствие удобного всесезонного пограничного перехода через реку. Движение будет непрерывным, а не по мере наполнения судов, как это происходит сейчас. Поэтому проезд из Благовещенска в Хэйхэ и обратно будет занимать гораздо меньше времени.
Канатная дорога станет не только выгодным транспортным маршрутом, но и туристической достопримечательностью. Длина её составит около километра, время пересечения – около трёх минут. Вместимость одной гондолы составит 40 человек. Предположительно, дорога сможет перевозить до 2 000 пассажиров в час.
Строительство канатной дороги связано с реализацией ещё одного проекта – «Золотая миля». Это намывная территория площадью 42 гектара в центральной части города. Здесь предполагается построить мини-аквапарк, ледовый дворец, гостиничный комплекс, пешеходную улицу, центр беспошлинной торговли и ряд других объектов. Территорию вдоль реки Амур поделят на несколько тематических зон. В то же время следует отметить, что все планы по реализации проекта «Золотая миля» рассматривались ещё задолго до наступившего кризиса и предполагали, в том числе, использование бюджетных средств, что в сложившихся условиях нереально. Привлечение частных инвесторов в условиях экономического кризиса также становится весьма проблематичным.
Поэтому в сложившихся условиях наиболее целесообразно развитие и поддержка малого и среднего бизнеса в сфере туризма и услуг. Один из наиболее перспективных вариантов развития бизнеса в Благовещенске – открытие ресторанов европейской кухни высокого уровня, например, ресторанов французской или итальянской кухни, которые для большинства китайцев весьма и весьма экзотичны, а значит, интересны. Кстати, у нас в городе уже несколько лет работает ресторан с достаточно красноречивым названием «Париж 1930», однако это всего лишь, по сути, китайский ресторан в китайском отеле «Азия», но вектор интересов китайских туристов и китайского бизнеса это название характеризует весьма наглядно.
Однако для реализации этих проектов необходимо тесное сотрудничество с европейскими партнёрами и бесперебойные поставки европейских продуктов, что в сложившихся условиях, когда на бизнес весьма негативно влияют как санкции, так и контрсанкции, практически невозможно.
В качестве альтернативного варианта можно рассмотреть возможность кооперации с московскими ресторанами высокой кухни. Для них создание филиалов в Благовещенске может рассматриваться как удобный плацдарм для выхода в дальнейшем уже непосредственно на китайский рынок (через Хэйхэ, Харбин и другие города северо-востока Китая).
Следует отметить, что столичный общепит переживает сейчас не самые лучшие времена. По данным Федерации рестораторов и отельеров России, с декабря в Москве из-за инфляции и падения спроса закрылось около 900 кафе и ресторанов, а к весне это число возрастет до 3 тысяч, что составит 30 % всего столичного рынка. В то же время кризис практически не затрагивает элитные рестораны. У ресторанов высокой кухни есть свои постоянные посетители, которые по-прежнему могут позволить себе дорогой ужин.
Эти особенности столичного бизнеса, конечно же, надо учитывать и нашим предпринимателям. Однако в нашем городе практически нет элитных ресторанов (ресторанов высокой кухни). И значительная часть городских кафе и ресторанов, ориентированных на потребителя со средними доходами, скорее всего не выдержит удара экономического кризиса. Наряду с падением курса рубля, снижением покупательной способности населения, запретом на ввоз европейских продуктов причиной резкого сокращения числа московских кафе и ресторанов стали высокие арендные ставки.
В этих условиях местным властям необходимо подумать о поддержке малого бизнеса и, прежде всего, в сфере общественного питания. В будущем, при условии сооружения канатной дороги через Амур и значительного увеличения числа китайских туристов, уже существующие кафе и рестораны могли бы стать одним из основных элементов туристического кластера в городе, а наиболее конкурентоспособные при соответствующей модернизации могли бы перейти в разряд элитных. В дальнейшем к ресторанам и кафе, естественно, добавятся и другие элементы туристической инфраструктуры, что позволит сформировать полноценный туристический кластер в нашем городе.