Граждане России впервые за последние восемь лет стали тратить на продовольственные товары, включая алкоголь и табачные изделия, более половины своих доходов. Об этом говорится в ежемесячном мониторинге социально-экономического положения и самочувствия населения, который проводит Институт социального анализа и прогнозирования РАНХиГС при президенте РФ (ИНСАП).
«Доля продовольственных товаров впервые за 8 лет превысила долю непродовольственных, составив в феврале 2016 года 50,1 % и 49,9 % объема розничной торговли товарами соответственно», — говорится в материалах исследования. Прошлый рекорд был установлен в мае 2009 года, когда доля расходов на продовольствие составила 49,6 %.
По словам исследователей, в настоящее время наметилась тенденция роста доли расходов населения на продукты питания, «вполне логично отражая факт снижения реальных доходов населения и роста бедности — известно, что чем беднее домашнее хозяйство, тем большую часть бюджета оно тратит на продукты питания».
В ИНСАП подсчитали, что в феврале 2016 года реальные доходы россиян в сравнении с аналогичным периодом прошлого года снизились на 6,9 %, а реальная зарплата упала на 2, %. Уровень бедности по итогам 2015 года вырос на 2,2 процентного пункта (п. п.) — до 13,4 %. Как следует из мониторинга, снижение уровня жизни отмечает половина населения. Исследователи выяснили, что к режиму экономии в условиях кризиса перешли не только малообеспеченные, но и средние слои.
Доля бедных россиян, которые стали экономить на товарах и услугах, в марте 2016 года выросла на 0,6 п. п. — до 89%, доля представителей среднего класса увеличилась на 3,9 п. п. — до 79,3 %. Согласно опросу, от покупки привычных продуктов готовы отказаться 55,8 % россиян.
Как сообщает газета «Коммерсант», по словам старшего аналитика «Райффайзенбанка» Натальи Колупаевой, расходы на непродовольственные товары связаны с покупательской уверенностью, которой сейчас у россиян не хватает. Имея помимо расходов на продукты ежемесячные платежи по потребительским кредитам, ипотеке и другие обязательные траты, большинство россиян либо откладывают покупку автомобилей, дорогой техники и мебели, либо совсем отказываются от нее.
По данным авторов доклада, в первом квартале 2016 года цены на продукты выросли меньше всего — на 6,9 %. Непродовольственные товары подорожали на 9,7 %, услуги — на 8, 5%.
В докладе говорится, что в оценке россиянами изменений экономической ситуации преобладает пессимизм. Большинство населения (80 %) в разной степени затронуты кризисом, еще 15 % ожидают, что им придется столкнуться с проявлениями кризиса. Прежде всего негативные ожидания формируются в отношении снижения уровня оплаты труда, и, как следствие, опасаются снижения уровня жизни, констатировали эксперты.
Источник: newsru.com
Источник новости: http://asn24.ru/news/economic/23557/
На здании смонтировали вывески