В воскресенье, 15 апреля, верующие христиане отпразднуют Пасху. К Светлому Христову Воскресению люди идут
48 дней, очищаясь не только физически, но и духовно, чтобы прийти в храм с чистыми помыслами и покаянным сердцем. Пост в последние дни становится всё
строже и не только в моральном плане.
Одни верующие стараются голодать или употребляют только хлеб и воду, другие дают себе небольшое послабление и, следуя церковным предписаниям, позволяют себе сыроедение без постного масла. И те и другие более активно и с удовольствием посещают церковные службы.
Именно с сегодняшнего дня, Страстного (Великого, Чистого) четверга, в храмах вспоминают о земных страданиях Спасителя. Богослужения Великого четверга посвящены Тайной вечере, на которой Иисус Христос омыл ноги своим ученикам, показав тем самым пример братской любви и смирения. Согласно Евангелию на Тайной Вечере Иисусом Христом был установлен обряд евхаристии – Святого Причастия. Он признаётся всеми христианами – православными, католиками, лютеранами. Вкушая вино и хлеб, они подразумевают под ними Тело и Кровь Иисуса Христа.
С Чистого четверга начинаются приготовления к Пасхе. Верующие не только приходят в храмы, чтобы очиститься и причаститься, но и прибирают в доме: «Если в Чистый четверг вымоешь, весь год чистота в избе водиться будет», чистят огород от накопившегося за зиму сора и грязи. Также пекут куличи, делают творожные пасхи, красят яйца.
По традиции после уборки в Чистый четверг в доме нельзя мести–убирать до Пасхи, чтобы «не засорить глаза лежащему во гробе Христу».
Символически очиститься от грехов и суеты, приобрести богатство, красоту и здоровье можно через умывание, обливание и купание до восхода солнца. В старину в полночь шли на речку, чтобы умыться или искупаться в холодной воде. Если же совершали омовение дома, то делали это «с серебра» – в воду, принесённую до восхода солнца, бросали золото и серебро.
Обязательным является и мытьё в бане. В старину крестьяне топили её не только для живых, но и для умерших – родителей или для домового–хозяина. На полке им оставляли ведро воды и веник, при этом говорили: «Тебе баня на стоянье, а нам на здоровье».
Чтобы волосы были густые и длинные, девушки подстригали в этот день кончики кос. Подстригали волосы и годовалому ребёнку. Делать это до первого дня рождения считалось грехом.
Сугубо четверговыми обрядами Страстной недели считались приготовление «четверговой соли» и заклинание мороза.
«Четверговую соль» крестьяне делали так: крупную соль заворачивали в тряпочку и перепекали в печи; иногда, чтобы очистить продукт от скверны, добавляли квасную гущу. Полученная таким образом «четверговая соль» использовалась для приготовления еды, лечения больных.
Для заклинания мороза хозяйки варили овсяный кисель, с которым выходили на улицу и говорили: «Мороз, мороз, не побей наш овёс, но приходи кисель есть». Это кушанье старались сберечь до Пасхи, чтобы обязательно им разговеться, а уж потом приступить к куличам и пасхе. Затем к обряду приступал хозяин. Он либо выносил остатки киселя на улицу и говорил: «Мороз, мороз, поди к нам кисель с молоком хлебать, чтоб тебе наше жито и поле оберегать, градом не бить, червем не точить и всему бы в полю целу быть»; либо выплёскивал через порог, приговаривая при этом: «Мороз, мороз, не бей наш овёс, нашу рожь! Бей дуб, да клён, да бабий лён, да конопли, как хочешь колоти!»
Для угощения к Пасхе крестьяне не только пекли куличи, творили пасхи, «крашенки» и «писанки», но и варили пиво на всю праздничную неделю, резали скот (четверг–угодник сохранит мясо от порчи) и готовили блюда из мяса. Обязательно пекли из теста, сахара и сливочного масла барашка – своеобразный символ, напоминающий о жертвенной гибели Христа во искупление грехов всего человечества. Также на настоящий пасхальный стол хозяйки выставляли проросшее пшеничное зерно – символ возрождения. Зажиточные хозяева готовили к Пасхе 48 различных блюд – по числу дней истекшего поста. Всё должно было быть готово к вечеру субботы, когда в церковь несут святить кулич, пасху и яйца.
Погодные приметы этого дня сводятся к тому, что «если в Великий четверток холодно, то весна холодна до седьмой недели, а если дождь, то и весна мокрая».
О человеке старики говорили: «Кто в Великий четверток легко и рано встаёт, встаёт рано во весь год», «Кто утром в Великий четверг искупается прежде ворона, здоров будет».