В этом году исполнилось ровно 40 лет, как была учреждена медаль «За строительство БАМа». Что это была за награда и каждый ли бамовец мог её получить?
- Эти медали давали и тем, кто отличился в труде на магистрали, и тем, кто успел отработать три года - кому по случаю, а кому по разнарядке, - поясняет амурчанин Сергей Мухопад, строитель БАМа, обладатель медали. - Никаких преимуществ награда не давала. Только после выхода на пенсию пригодилась - благодаря ей оформил звание «Ветеран труда».
Масштаб и перспективы строительства трассы, связавшей Тайшет и Советскую Гавань, привлекли в Сибирь и на Дальний Восток сотни тысяч молодых людей из бывших союзных республик. Одни ехали «за запахом тайги», другие - за привилегиями, третьи - за компанию. Сергей тоже приехал на грандиозную стройку не столько по зову души, сколько благодаря подстрекательству близкого друга.
В то время от выпускников техникумов и вузов при распределении принимали пожелания насчёт будущего места работы. 19-летний Сергей Мухопад попросился на БАМ. А написать заявление его вместе с соседом по комнате в общежитии Владимиром Покровенко подбил близкий друг Владимир Бабак. Отчасти и пропаганда через СМИ подействовала. К тому же на стройке хорошо платили, а ещё везли туда импортную одежду, обувь, бытовую технику, дефицитные продукты и другие «предметы роскоши». Отработал без отпуска два с половиной года - получи машину по спецталону.
В путь троица друзей отправилась весной 1975 года. Вместе с ними Конотопский (на Украине) стройтехникум транспортного строительства делегировал ещё 40 человек. Кстати, это был первый и единственный выпуск, отправленный на БАМ… Прибыли на станцию Сковородино днём, а забрали ребят и привезли в Тынду только ночью.
- Нас встречал секретарь комсомольской организации «Строительно-монтажного поезда (СМП) № 544 чеченец Ахит Гишлакаев, - рассказывает бамовец. - Сразу поселили в красном уголке в конторе. А вот я чем-то приглянулся комсомольскому лидеру, поэтому мне он разрешил переночевать в общежитии.
А потом потянулись трудовые будни, разлучившие дружную троицу. Сергей остался в СМП № 544, остальных отправили по Тындинскому району: Бабака - в Могот, а Покровенко - в Хорогочи. Задачи у всех свои: кто строил ж.-д. пути, кто отвечал за коммуникации, кто - за бытовую инфраструктуру.
Позже друзей разбросало ещё дальше. Мухопад так и остался амурчанином, Владимир Бабак в 1992 году уехал в США, на Украину отбыл Владимир Покровенко. Впрочем, дружеские связи не потерялись…
- Первые построенные мной объекты - щитовые дома для рабочих и складов, - вспоминает Сергей. - В некоторых люди живут до сих пор. Правда, сейчас активно расселяют посёлок Союзный. Потом я строил базу УРСа (оптово-розничные склады), с первой сваи возводил локомотивное депо в Тынде. Отметился и на стыковке веток Куанда - Чара в сентябре 1984 года - на укладке «золотого звена».
Фото: photochronograph.ru
Кстати, за отличие на строительстве депо Сергей Мухопад и получил медаль «За строительство БАМа». Есть у него и другие награды: нагрудный знак «Победитель 11-й пятилетки», орден Почёта, медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени.
В общем, поработал Сергей Георгиевич: начав трудовую карьеру простым плотником, он покинул предприятие в должности главного инженера. Подняться по служебной лестнице из низов в те годы было проще, чем сейчас. Главное - работай с полной отдачей, а там тебя продвинут.
Палаточного лагеря, в котором жили первые строители, Сергей уже не застал. Пожил полгода в одном из засыпных щитовых домов, потом в общежитии поселился.
На БАМе он встретил свою будущую жену. А также познакомился с будущим губернатором Амурской области Юрием Ляшко.
- Мировой мужик, главным инженером у нас работал, - вспоминает бамовец. - Он нас с супругой на нашей свадьбе на своих «Жигулях» катал. Потом мы с ним дружили, переписывались, созванивались.
К слову, очень многие сослуживцы на магистрали становились друзьями не разлей вода, невзирая на различия в национальностях и должностях.
Так что прикипел Сергей к тындинской земле и никогда об этом не пожалел. Здесь дышится свободно. По крайней мере, уезжать на родину - на Украину, равно как и к родне жены в Иркутскую область, он не собирался. Хотя родственников навещают почти ежегодно.
Фото: depositphotos.com
БАМ ввели в постоянную эксплуатацию в 1989 году, но дело до конца так и не довели. Освоение составило 52%. Рельсы проложили, а производственные здания, жильё, коммуникации не достроили. Старожилы говорят, что СССР не хватило пяти лет,чтобы закончить стройку века.
Обидно бамовцам сегодня смотреть, как глохнет результат стольких трудов. Не верят они и в возвращение времён масштабных строек.
- Да, глобальные проекты есть, но утрачен дух единения, веры в важность дела, - говорит Сергей Георгиевич. - За что ни возьмутся, везде процветает воровство: крадут у государства, друг у друга. Сейчас жизнь другая, и финансирование другое - всё в частных руках. В наше время была межнациональная дружба, а сегодня люди разучились дружить, поддерживать друг друга, работать сообща - только деньги на уме. Недавно ко мне в гости приезжал бывший сослуживец чеченец Усам Нанаев, он уже почти 20 лет живёт в Подольске. За всё это время не может найти себе ни друга, ни товарища…
А ещё обидно, что, отмечая очередную годовщину БАМа, в Приамурье про строителей магистрали вспоминают всё реже. А ведь не было бы бамовцев - и магистрали не было бы.
- Более 170 тысяч человек награждены медалью «За строительство БАМа».
- 10 тысяч человек награждены ко дню пуска по БАМу первых поездов.
- 80 - 100$ стоит медаль у коллекционеров.
- Первыми награждёнными были военнослужащие: прапорщики, сержанты, рядовые.
Источник новости: http://2x2.su/society/news/kak-stroili-bam-107427.html
Гороскоп на 28 апреля