На открытии крайнего байкерского сезона под
Поднять из хлама
- Утолите, пожалуйста, сперва наше любопытство по поводу вашего раритета…
- Мотоцикл марки М-72, год выпуска - 1943-й. Большинство деталей - оригинальные, новодела минимум. Ведь мотоцикл насквозь виден: рама, двигатель, проводка. Тросики тоже родные - в тканевой оплетке, не резиновые! Бронепровода старого образца, свечи, в фаре лампа выпуска 40-х годов ХХ века, с хитрым цоколем, таких давно не выпускают, здесь их днем с огнем не сыскать!
- Откуда же брать такие запчасти?
- На западе страны и техники, и запчастей, и увлеченных реставрацией техники больше. В 90-е годы и на Дальнем Востоке кое-что было, но перекупщики при падении «железного занавеса» все подчистую выгребли, часто за бесценок.
- Когда вы вообще заинтересовались мотоциклами?
- Свой первый я купил в 2006 году с подачи тестя. До этого как-то и не интересовался. А тут вдруг с головой увлекся.
- А к реставрации как пришли?
- Мне всегда хотелось сделать нечто такое, чтобы все оценили. Не похвалили, а порадовались бы вместе со мной! Так и с мотоциклами - это же такой азарт, когда хлам начинает мигать лампами, подавать звук, заводится и едет. Первым восстановил М-72, год выпуска - 1952-й. На нем выехал в люди, познакомился с благовещенским мотосообществом.
Конечно, опыта слесаря-автомеханика у меня не было. Но я по натуре мастеровитый. В детстве, например, собирал модели кораблей и самолетов. Потом освоил столярное дело, сейчас мебель делаю, сам дом построил.
- Сколько уже восстановленных мотоциклов?
- Сейчас в коллекции МВ-750, «ИЖ-Планета Спорт»1977 года выпуска, Иж-49, М-721943 года, мотороллер «Турист», М-104, «Рига-3», «Ковровец», Pannonia - и все на ходу. Сегодня даже «убитый» трофейный мотоцикл стоит как хорошее авто - до миллиона рублей.
- Времени и денег уходит много?
- Немало, конечно! Что-то получается сразу, на что-то уходит год-два, когда ищешь запчасти. Бывает, работа просто не идет, а бывает, днями возишься. Понятно, увлечение и денег требует, но для меня в приоритете нужды моей семьи.
- Используете раритеты?
- Конечно! Мне же важно показать их людям - своего рода популяризация. К примеру, в 2012 году участвовал в праздновании Дня Победы на армейском МВ-750, такие в каждом танковом полку были. Полгода его восстанавливал.
Дорога и общение
- А вы самого себя байкером считаете?
- Я
- А вы, значит, все время в дороге?
- Да, тянет к перемене мест. К примеру, в 2011 году впервые съездил на Байкал. Через год с ребятами прокатились на Маломырский, Покровский и Алдынский рудники. Там от Златоустовска через двести километров напрямик по тайге выход к Охотскому морю. В 2014 году ездил по БАМу - по оставшейся после строительства магистрали технической дороге. Автомобильных мостов и переправ нет, приходится или по ж.-д. мосту, или вброд.
Очень тяжелая трасса Восточный БАМ: от Комсомольска-на-Амуре до Тынды (есть и Западный - от Северобайкальска до Тынды) - много болот, ехать или только по насыпи в одну колею, или прямо по путям. Договариваешься с машинистами мотовозов, чтобы провезли через опасные участки.
Побывал на озере Леприндо в Забайкалье, местные жители считают его бездонным - до дна еще никто не достал даже со снаряжением. Пересекал самодельный мост из шпал через реку Витим, высота его опор примерно с четырехэтажный дом. Периодически его сжигают, потом опять восстанавливают. У немецких мотопутешественников даже есть награда тем, кто по нему проехал. А вот официальный мост охраняется, ездить по нему нельзя…
Дважды ездил на Колыму. Об этом часами можно рассказывать… В первую поездку проезжал через Верхоянский хребет, отметился на реке Колыме, побывал на Индигирке, в бухте Гертнера. Тогда же понял, почему Магадан называют солнечным: тонкая ирония - там круглый год туманы. Интересно было проехать по старому колымскому тракту или, в народе, «дороге костей» - проходит прямо через полюс холода в Оймяконе. В 40-х дорогу, ныне заброшенную, за два года построили заключенные.
Очень хотел побывать на озере Джека Лондона, но, увы, не попал. Есть две версии названия. Первая: геологи, нашедшие озеро, встретили двух местных жителей, у которых была книжка этого писателя; вторая версия - геологи открыли водоем в конце 20-х, когда в моде был роман «Белое безмолвие».
Посетил лагерь Бутугычак (две женские и три мужские зоны в одной долине), что на 222-м километре Тенькинской дороги. Там добывали вручную касситерит, оловосодержащую руду. Добывали и обогащали урановые руды, отправляя сырье в Магадан, оттуда на подводных лодках - в институт, где создавали атомную бомбу.
Видел заполярную горную пустыню, черные ландшафты, напоминающие золоотвалы или горные выработки. Радиоактивное озеро рядом с руинами уранообогатительной фабрики. Озеро светится до сих пор.
С поездок осталось много фото и видео, из которого потом один парень смонтировал три фильма.
- Что ищете в пути?
- Есть мотопутешественники, которым нужна сама дорога. А мне интересно общаться с местным населением, общение - это жизнь. Приезжаешь в глушь, а там дома стоят и люди живут. Интересно же, чем они дышат.
- Есть планы на этот сезон?
- Горный Алтай, плато Укок: сначала до Новосибирска, а оттуда уже к цели. Поеду на Honda XR-650, она отлично подойдет для той местности.
Источник новости: http://2x2.su/society/news/po-okrainam-na-bayke-amurchanin-restavriruet-motoc-129169.html
Для коллектива вуза стартовали языковые курсы