
Его жизнь – тренировка и борьба. Сначала тренировали его, потом он учился тренировать. После института учил бороться в греко-римском стиле детей и взрослых. А восемь лет назад решил заняться глухими детьми, так началась его новая борьба за спорт для них.
- Евгений, как вы общаетесь с детьми, которые не слышат?
- Выучить язык жестов было не сложно: постоянное общение с воспитанниками «на пальцах» помогло быстрее его освоить, практика дала хороший результат. Проблему со свистком тоже решили, его роль выполнял свет. Мы договорились с ребятами, что когда я выключаю освещение в зале, значит, все должны остановиться. Сложно было сначала, но теперь все привыкли. И даже сейчас я порой с говорящими людьми изъясняюсь жестами и мне кажется это очень удобным.
Помните свою первую встречу с детьми?
- Перед тем как открыть секцию, я пригласил двух говорящих ребят, которые занимаются греко-римской борьбой, чтобы они показали, чем мои мальчишки будут заниматься в секции. Всех воспитанников детского дома собрали в актовом зале и устроили для них показательные выступления. Как только все закончилось, ребята запрыгнули на сцену и стали повторять увиденное, конечно, у них ничего не получалось, просто такой реакции я не ожидал, - вспоминает начало своего пути тренер. - Желающих заниматься борьбой было много, в секцию взяли всех, кто подходил по здоровью, и никто из них еще не бросил спорт.
- Как вы считаете, есть ли возможности в Благовещенске для развития в таком виде спорта?
- Специализированного зала для занятий не было ни тогда, когда я пришел в школу, ни сейчас: восьмой год ребята занимаются в обычном зале, постоянно выносят в центр свой ковер, а после занятий убирают его. У администрации нет денег. Наша область не спортивная, и причина всему финансирование. Нужно, чтобы местные власти обратили внимание на спорт. Руководство спортивного министерства помогает, как может, опять-таки со своего кармана: предоставляет бесплатно залы для занятий. Детям удается заниматься спортом благодаря спонсорской помощи друзей и единомышленников.
Только отсутствие денег не дает развиваться спорту в области?
- Беда нашего спорта еще и в том, что он детский. Пока дети растут в семье, мама с папой кормят, они занимаются. За счет родителей они могут существовать. Как только 18-19 лет исполняется, человек должен зарабатывать на спорте, это должно быть профессией, а если ему не хватает на ту же дорогу на соревнования, то ему приходиться уходить из спорта, чтобы прокормить себя, семью. Отсюда у нас отток спортсменов, все серьезные результаты в области мы имеем только до молодежной сборной.
- А что вы себе говорите, когда устаете и руки опускаются?
- Я обычно не падаю духом, и ребятам своим говорю, что без поражений не бывает побед. Но в своей работе я порой осознаю, что это никому не нужно. Но даже если это и так, то это надо, в первую очередь, мне. Беру ответственность на себя.
- У вас есть мечта?
- Мы с воспитанниками поедем на сурдолимпийские игры, еще не знаю когда, но в каком-нибудь году обязательно поедем.
Слушая нашего героя, понимаешь, что он выполнит свое обещание. Его воспитанники не только поедут, но и займут призовое место.