Как только на регион опускаются морозы, группа амурских энтузиастов отправляется в горы. Они поднимаются к вершинам, где порой не ступала нога человека. Пробираются к очередному пику сквозь льды и снежные насты. Несут за плечами рюкзаки по 20 кг. И всё ради того, чтобы, стоя на вершине, вдоволь насладиться суровой красотой нашего севера, самые величественные виды которого открываются с вершин амурских хребтов и гор.
В очередной поход, приуроченный к 23 февраля, экстремалы планировали подняться на гору Лукинда, чтобы разгадать все её тайны. На самом ли деле гора в Тындинском районе – потухший вулкан, и чем вообще северные районы притягивают любителей горных походов, мы поговорили с представителем общественной организации «Федерация мультиспорта «Амурбайк», участником экспедиции Романом Шабановым.
Северная серия
Гора Лукинда была не одним пунктом, намеченным амурскими туристами на начало этого года – за 1,5 месяца получилась целая серия «северных путешествий», и за плечами осталось ещё одно восхождение на гору Брюс в Селемджинском районе и испытание нового маршрута по льду залива Гармакан, что омывается водами Зейского моря.
- Мы услышали такую легенду, что гора Лукинда – это потухший вулкан. Если смотреть сверху, то видно, что гора стоит особняком, а на вершине действительно можно разглядеть нечто похожее на кратер. Но подтверждения или опровержения этой версии мы нигде не нашли. И хотели самостоятельно не только взглянуть на эту гору, но и заодно разведать новый туристический маршрут, составить его описание, - рассказывает Роман.
В итоге взойти на неизведанную вершину отважились 9 амурчан. Гора была им интересна ещё и тем, что даже местным мало что про неё известно. Эвенки-старожилы, может, когда-то и поднимались, но нынешние жители даже до подножия не доходили.
Путь до вершины горы занял несколько дней. Добравшись до столицы БАМа, путешественники отправились к п. Усть-Уркима Тындинского района. Во многих вопросах содействие оказали местные жители, руководство посёлка и района – дали тягач, который доставил группу туристов к отрогам горы.
- Ещё около 80 км пришлось идти пешком по устланной снегом непроходимой тайге, чтобы оказаться на самой вершине. Явных признаков того, что Лукинда – потухший вулкан, мы не обнаружили: ни кратера, ни лавы там не было. Но диаметр этой горы – порядка 40 км, поэтому не берёмся что-то утверждать наверняка. Кроме того, у нас была ещё одна важная цель - оценить перспективность этого района для туризма. Оказалось, что на эту гору вполне можно прокладывать пешие маршруты. Сама гора интересная, с неё открывается любопытный вид. Ещё мы нашли там останки геологического тура – когда экспедиция геодезиста-первопроходца Григория Федосеева проходила по горам, на господствующих высотах они оставляли из брёвен туры, и пролетающие самолеты могли по этим меткам ориентироваться. Один тур на горе Лукинда был завален, и больше там не было ничего, что напоминало бы о присутствии человека, - рассказывает турист.
Очередная высота
Теперь на вершине горы остался ещё один элемент, свидетельствующий о том, что здесь были путешественники. Славная традиция – устанавливать на очередной покорённой вершине сувенирную тарелку с выгравированными именами участников турпохода – принадлежит Алексею Севастьянову, руководителю спасотряда гражданской авиации. Он же инициатор идеи пройти все горы области высотой более 1500 метров. Это не магическая цифра - просто всё, что ниже, априори лишает путешественников спортивного азарта. Высота горы Лукинда, к слову, 1571 м.
А вот азарта у путешественников – хоть отнимай!
- Тяжелейший подъём был в прошлом году на хребет Эзоп в Селемджинском райне. Но, несмотря на всю сложность, это того стоило! – делится эмоциями Роман Шабанов. – Он был сложен в плане физическом и довольно рискованный. Февраль, но реки уже начали подтаивать. В тяжёлых снегоступах мы шли по льду горных рек, и можно было запросто уйти под воду. Ходить в снегоступах само по себе тяжело: после нескольких километров каждый шаг отзывается сильной болью. Промокшие ноги плюс холод и пронизывающий ветер. Идёшь, словно зажатый в скалах, доходишь до хребта, наверху - снежный наст, и если ты в снегоступах без «кошек», каждый шаг может стать последним. Тут уже туризм плавно перетекает в альпинизм. Но когда, наконец, оказываешься на вершине, такие виды открываются кругом! Красивейшие места – всё как на ладони.
Тогда туристам пришлось преодолеть в один день 27 км по ледяной каше и талой воде – не каждый выдержит! Снегоступы тянут вниз, их вес минимум 2,5 кг, за спиной рюкзак весом 20-25 кг: внутри личные вещи и обязательно каждому достаётся что-то из групповых – например, палатка или печка.
Да и каждый подъём, в принципе, сопряжён с определёнными рисками. И неподготовленному человеку там делать нечего, считают амурские энтузиасты. Прежде чем идти в такой турпоход, нужно основательно поработать над своей физической формой.
С чего же начинать, если тянет в горы?
- С Тукурингры, - советует Роман Шабанов. - Можно пройти пешком, взять снегоступы, понять, что такое в них ходить по стланику, да ещё и с рюкзаком за плечами. Взойдёшь на гору: если понравится - считай, что ты заболел горами навсегда.
Сам же Роман начинал с горы Чильчи в Тындинском районе в феврале 2017 г. Но для новичков считает Тукурингру оптимальным вариантом. Кстати, есть у него с единомышленниками практика новогодних походов – все желающие в первых числах нового года отправляются на эту гору. В прошлом году к ним присоединилось 17 человек.
- Ещё мы регулярно готовимся к марафону «Железная сотка» - за 24 часа нужно пройти пешком 100 км. При подготовке устраиваем несколько выходов - на 30, 50, 55 км, и есть люди, которые решаются проверить себя и после легко выдерживают сотню. Проходя эти километры, закаляется воля, психика, физическая форма однозначно улучшается, после таких занятий можно и в горы рискнуть. При желании, у нас в сообществе есть и бегуны, и велосипедисты – присоединяйтесь, тренируйтесь, и как только почувствуете в себе силы – добро пожаловать к нам!
Финансовый вопрос
Многие, кто мечтает отправиться в горы, так и не рискуют сделать первый шаг, считая это дорогим удовольствием.
- Не так это затратно, как некоторые думают! Главное - универсальная, удобная обувь, в основном незаменимый атрибут это снегоступы. Цена варьируется от 7 до 25 тысяч рублей, и они, к сожалению, очень часто ломаются. Всё остальное можно купить относительно бюджетно. В среднем, на рюкзак, пуховые спальники и другое базовое снаряжение нужно порядка 40 тысяч рублей. Но это разовые траты. Плюс есть общие нужды: в каждом походе скидывается на топливо, продукты. К этому вопросу тоже подходим разумно, поэтому, в среднем, за поход тратим около 5 тысяч. Мы не живём в гостиницах, обычно нас размещают в пожарных частях либо в школах, иногда останавливаемся у знакомых – это тоже сберегает финансы, - делится Роман.
К новым вершинам
Впереди у энтузиастов-путешественников много планов. Так, на примете гора вблизи станции Камнега, которая даже и названия не имеет, и ни у кого пока нет понятия, что она собой представляет.
Вообще, энтузиасты с каждым своим будущим маршрутом определяются, по большому счёту, спонтанно.
- Но всегда рассматриваем его с точки зрения транспортной доступности, чтобы можно было до какой-то станции добраться, а уже оттуда – либо на тягаче, либо пешком. Легенду маршрута продумываем за несколько месяцев, потому что самих маршрутов как таковых нет - идём с нуля по незнакомым тропам. Узнаём какие-то подробности, которые могут помочь в пути. Например, собираясь на хребет Джагды в Зейском районе, мы узнали, что там есть золотодобывающие прииски, а значит, есть какая-то дорога, и по ней наверняка можно проехать. Предварительно созваниваемся с местными жителями, по картам смотрим, что представляет собой район, есть ли реки, прикидываем, какие сложности могут поджидать в пути.
Интересно, что хребет Джагды так и не покорился Роману Шабанову, хотя и произвёл огромное впечатление.
- На гребень поднялся, но когда до вершины оставалось метров 200, идти дальше не рискнул – на тот момент ещё не было нужной физподготовки и спецснаряжения. Конечно, сейчас я уже больше уверен в своих силах, и хочу туда вернуться, - говорит турист.
Любовь и скалы
Кроме суровых пейзажей, север Приамурья богат уникальной историей. Здесь издавна жили эвенки, и разные племена использовали горы, как опознавательные знаки. Например, в Тындинском районе есть гора Атычан - в переводе с эвенкийского «торговое место». Значит, когда-то там собирались люди для меновой торговли. Гора Чильчи в переводе - «картавый». Почему? Достоверно не известно. В переводе с эвенкийского Лукинда - «место, где растёт дикий лук», или «наконечник стрелы». Джагды (Зейский район) - это «железо», а Селемджа – «железная река». Запомнилась Роману Шабанову интересная легенда, которая объясняет появление горного хребта Тукурингра. Как-то старик Соктахан влюбился в дочь Тукурингры - красавицу Зею. Но Зея и думать о нём не желала, а мечтала о красавце Амуре. Разгневался Соктахан и превратил девушку в реку, но и тогда Зея устремилась к возлюбленному. Старик бросал ей вслед камни, но она всё бежала в объятия Амура. Потерявшая покой мать Тукурингра и злой Соктахан окаменели, и превратились в скалы. Вот это любовь!
- Нам изначально было интересно открывать новые заповедные уголки Приамурья, ведь у нас люди, по сути, вообще ничего не знают о своих краях. Вот, к примеру, на вершине горы Брюс разбились два самолёта – это известно всем, но бывали там немногие. И зачастую после спуска мы рассказываем местным жителям, что нам удалось увидеть на пути к вершине.
Материал из газеты "Аргументы и факты"
Источник новости: http://2x2.su/society/article/legendy-amurskih-gor-kak-nashim-ekstremalam-pokory-171366.html
Область обогнала Сахалин и Камчатку