Амурскую экономику–2010, по всей видимости, можно назвать экономикой развития. После глобального кризиса область набрала обороты: заработали проекты, на которых в 2009 году временно был поставлен крест. Именно эти проекты и стали главной ставкой уходящего года. Производство, конечно, росло, но главным в экономике вс же был не этот параметр.
В 2010-м в Приамурье возродилось машиностроение. Два завода –
«Кранспецбурмаш» и
«Буреякран» – переквалифицировались на производство комбайнов. За год на заводах собрали 160 единиц техники. Старейшее предприятие Приамурья – Благовещенский судостроительный завод – после долгого простоя начал выпускать
рыболовецкие сейнеры. В 2010-м амурские корабелы
замахнулись на заграницу. «Я думаю, нужно изменить возможности дизайна кораблей, программного обеспечения, оборудования и самих конструкций. При этом, конечно, необходимо определённое инвестирование», – говорил президент дизайнерско-консультационной компании Ин Джан Кан. Инвестиций от иностранцев завод пока не дождался. Тем не менее, судостроители строят амбициозные планы на будущий год: нужно наладить производство до 16 судов в год. В 2010-м году власти
освободили предприятие от уплаты имущественного налога и оно перестало быть убыточным.
Трубопровод «Восточная Сибирь – Тихий океан» прошёл красной нитью через весь 2010 год. Уже в январе власти заговорили о строительстве
второй очереди в Сковородине. А в августе премьер-министр Владимир Путин своими руками
открыл задвижку на ветке нефтепровода «Россия – Китай». 29 августа нефть официально хлынула в трубу. «70 миллиардов рублей инвестиций в этот проект означает строительство инфраструктуры. Это целый комплекс мероприятий по развитию региона», – отметил премьер-министр. По планам, с появлением ветки Россия будет поставлять в Китай до 15 миллионов тонн нефти в год. Возле нефтепровода появилось 7 000 рабочих мест. 5 000 из них заняли местные, амурские специалисты. Для экономики области это большой шаг, отметил премьер.
По данным на январь, в Амурской области насчитывалось больше 55 тысяч
безработных. В течение года цифра уменьшалась и к ноябрю сократилась вдвое. Без работы к концу текущего года остаются больше 20 тысяч человек.
За нефтью перспективы развития региону добавил космос.
Космодром Восточный тоже «благословил» премьер. В августе 2010 года от слов перешли к делу: Владимир Путин побывал на площадке, где заложен первый камень космодрома, и снял с него покрывало. В ближайшие три года на строительство космодрома власти планируют выделить почти 25 миллиардов рублей.
Амурская экономика в 2010-м вообще многим обязана премьер-министру: он
дал старт и главному локомотиву региона – энергетике. Путин заложил свои часы в основание Нижне-Бурейской ГЭС. По плану, гидростанция проектной мощностью 320 мегаватт заработает в полную силу в 2016 году.
Недорогая энергия в 2010-м прорубила окно в Китай. Первый участок высоковольтной линии ЛЭП-500 энергетики
сдали в ноябре. Линия должна увеличить экспорт электроэнергии в Китай в пять раз – до 5 миллиардов киловатт-часов в год. «Этот проект является приоритетным из тех, что реализуются на территории Амурской области. Он позволит нам задействовать мощности гидроэлектростанций, которые действуют на территории области, создать новые рабочие места», – говорит министр экономического развития, промышленности и транспорта Приамурья Марина Дедюшко.
Пока энергетики тянули провода, в добывающей отрасли самым крупным проектом стал
горно-металлургический кластер – это шесть железорудных и титаномагнетитовых месторождений, три горно-обогатительных и один металлургический комбинаты. Проект получил
одобрение на самом высоком уровне. Только по налогам на первом этапе Приамурье выиграет около 2 миллиардов рублей.
Экономика кажется привлекательной. Но люди пока продолжают уезжать из региона. В этом году Приамурье покинули 15,5 тысячи человек. Так что области есть к чему стремиться.