10 июня считается днем рождения пожарного автомобиля. Именно в этот день в 1904 году в Российской империи на фабрике фирмы «Фрезе и К°» был построен первый пожарный автомобиль.
Автомобиль был оснащён одноцилиндровым двигателем мощностью 8 л/с, он предназначался для доставки к месту пожара противопожарной команды из десяти человек. В состав оборудования входили две лестницы, стендер (колонка гидранта) и рукава длиной 80 саженей.
Созданный в единственном экземпляре, автомобиль был приобретен Александро-Невской пожарной частью Санкт-Петербурга. Сразу же в день передачи автомобиля в пожарную часть он участвовал в тушении пожара на окраине города. Прибыл к месту происшествия на 12 минут раньше, чем конный обоз, чем доказал свою практичность и эффективность и поступил в серийное производство.
В том же году пожарный автомобиль на шасси от «Даймлер», оснащённый цистерной, насосом, стендером, пожарными рукавами и предназначенный для перевозки противопожарной команды из 14 человек, был построен петербургским обществом «Г. А. Леснер». Первый пожарный автомобиль для Москвы построили также на фирме «Г. А. Леснер» в 1908 году. В 1913 г. Русско-Балтийский вагоностроительный завод выпустил несколько пожарных автомобилей на шасси «Руссо-Балт-Д24-40».
Пожарная охрана Амурской области начала формироваться с первых дней становления нового города на берегах Амура. Из сохранившихся исторических сведений известно, что первые пожарные автомобили типа «Пиккард» пришли в Благовещенск из Владивостока в 1926 году. Городской Совет принял решение с целью дальнейшего улучшения противопожарного дела частично перевести вторую пожарную часть на автотягу.
В выписке из отчета Благовещенского горсовета о работе с 01.10.1926 г. по 01.04.1927 г. отмечается: «Противопожарная охрана города состоит из 2-х профессиональных пожарных команд в 70 человек. Одна из пожарных команд в данное время полностью переведена на автотягу и одна имеет конный обоз. Необходимым противопожарным инструментом и принадлежностями пожарные команды снабжены удовлетворительно. Перевод пожарной команды на автотягу увеличил интенсивность работы по борьбе с пожарами, т.к. достигнуто более быстрое прибытие на пожары, обеспечена доставка большего количества воды, а именно, свыше 800 ведер, тогда как ранее при конном обозе доставлялось менее 200 ведер.
За истекшее полугодие было 55 пожаров. Причинено пожарами убытков на 13153 рубля, т.е. в среднем на каждый пожар убытков падает около 240 руб. Спасено же имущества от пожаров на сумму 130064 рубля. Работа пожарных частей, несомненно, является удовлетворительной».
В 1928 году в Благовещенск поступили первые отечественные машины. В 1938 году из Хабаровска первая автоцистерна ПМЗ-2 пришла в г.Куйбышевка-Восточная (ныне – г.Белогорск), конно-бочечные ходы были ликвидировали, в части осталась пара лошадей для подсобных работ.
Сегодня на вооружении пожарно-спасательных подразделений федеральной противопожарной службы Приамурья состоит 210 единиц специальных пожарных автомобилей, предназначенных для тушения огня.
Источник новости: https://28.mchs.gov.ru/deyatelnost/press-centr/novosti/4766245
30-31 января 2025 г. в Амурском областном краеведческом музее состоится ежегодная ХХXVI областная научно-практическая конференция, посвящённая современным аспектам и проблемам развития музейного дела в Амурской области