Годы в интернет-журналистике сделали меня достаточно герметичным по отношению к анонимным комментариям. Но то, как часть аудитории оплевала народный проект – открытие в Благовещенске скульптуры продавщице мороженого, легендарной Снегурочке – заставило задуматься: что же случилось с нами. Что-то существенно важное уходит из нас. Из жизни нашей. Уходит и не оглядывается.
Идея создания памятника Снегурочке – первое по-настоящему значимое общественное дело, без малейших признаков «добровольного» принуждения, без каких бы то ни было политических вкраплений. Здесь сработало хрестоматийное «нам не дано предугадать, как слово наше отзовётся». Благовещенка Ольга Тур написала в своём блоге тёплые, полные ностальгии воспоминания о неповторимой продавщице мороженого, которая два десятилетия в любую погоду стояла на своём посту и продавала главное советское лакомство.
Воспоминания Ольги вызвали волну добрых людских эмоций. Снегурочка (а большинство даже и не знали истинного имени мороженщицы) была частью тысяч людей. Десятков тысяч. Она – как символ их молодости, как эхо далёкого детства.
Инициативная группа неравнодушных и неболтливых за неполные три года реализовала идею поставить Снегурочке памятник, собрав без малого 800 тысяч рублей: половина – людские пожертвования, со второй денежной половиной помогли власти.
Открылась и биография Зинаиды Синицыной. Потеряв в войну единственного ребёнка, она прожила свой век тихо и замкнуто. Бог дал ей скорую смерть, после себя Снегурочка оставила значительную сумму денег на сберкнижке.
Наследников и завещания у Зинаиды Дмитриевны не было, всё ушло в доход государства. Как кто-то подметил: вся её жизнь была отдана людям. Без остатка и до копеечки.
Нашлась и могила безродной Снегурочки, её привели в порядок. Думаю, что теперь она точно не будет забыта и неухожена.
Вся её очень нашенская жизнь вдруг обернулась бессмертием: через 25 лет после кончины Зинаида Синицына вернулась на улицу своего города.
Ещё одна деталь. Мистическая. За то, что мы вспомнили, какой была наша Снегурочка, спасибо фотографу Андрею Ильинскому. Он чудом нашёл негативы далёкого 1984 года, на которых была запечатлена бессмертная продавщица мороженого.
«Она – как символ их молодости, как эхо далёкого детства» | |||
Андрей говорит, что с того застойно-советского 1984 года у него не сохранилось ни одного кадра, время пощадило только Снегурочку. Согласитесь, ведь так в жизни не совпадает.
История замечательная, хоть пьесу пиши. Пронзительную и очень человеческую.
Остался один неприятный осадок в этой народной истории. Часть интернет-сообщества отчего-то обрушилась на проект со злобной критикой.
Скульптура получилась страшная – детей пугать; провинциально, убого; и бабка-то была злая; кому-то вроде даже сдачу не давала. И то не так, и это не этак. Вернее, всё не так и не этак. Некоторые форумные фрики на несколько дней забросили все свои дела и заботы, до исступления соревновались в беспощадности оценок. Казалось, количество профессиональных скульпторов, художников, искусствоведов и историков в городе Благовещенске внезапно возросло раз в десять.
Общество никогда не будет одинаковым, полярность мнений – это нормально. И мнения могут быть в том числе и категоричные, для кого-то обидные, но все они имеют право на существование. Одно непонятно: зачем некоторым особо рьяным и старательным критиканам понадобилось насаждать своё мнение всем подряд? Ну не согласен – высказал. Ну поспорил, привёл свои аргументы. Но голосить-то по двое суток на одной ноте к чему?
«Природа анонимного зла и ме-е-е-ленькой подлости давно известна. Это чаще всего бывает от душевного одиночества и недоцелованности в детстве» | |||
Скульптура пожилой, два десятка лет простоявшей на жаре и в лютую стужу женщины кому-то показалась недостаточно очаровательной. А что, надо было лепить любимую многими горожанами Зинаиду Синицыну с топ-модели какой-нибудь, чтоб взор ласкала?
Досталось и Ольге Тур, которая в большей степени на себе и вытянула все организационно-«попрошайнические» моменты по безумно тяжёлой работе установки памятника символу советского Благовещенска.
Не прошли даже мимо брикета мороженого, который держит в руках Снегурочка. Кто-то углядел в нём айфон, кому-то он даже показался гробиком… Изысканный, блистательный поток юмора. Можно было даже конкурс провести: кто назовёт больше предметов, похожих на пломбир в бумажной упаковке.
Природа анонимного зла и ме-е-е-ленькой подлости давно известна. Это чаще всего бывает от душевного одиночества и недоцелованности в детстве. И ещё от иллюзии интернетной анонимности, что никто никогда твоё подленькое имя не узнает, и посему можно вдоволь поплевать.
Пройдут годы, душевная муть злобных неудачников забудется, её быстро смоет время, а чудо останется с нами. Снегурочка ведь вернулась. И скульптура её обязательно станет одним из любимых мест в нашем городе. К ней не зарастёт народная тропа. Никогда.
…В минувший понедельник подошёл я к Снегурочке: возле скульптуры топчется несвежего вида мужичонка, ветерок несёт от него запашок немытой плоти. Седая голова всклокочена.
– Красавица ты моя! Помню я тебя, помню, – как с живой, разговаривает он со скульптурой. Заметив табушок голубей, которые облюбовали пятачок возле Снегурочки, он удивлённо воскликнул:
– Во! И голуби к тебе вернулись! Птицы, а понимают…
Фото: Андрей Ильинский
Источник новости: http://www.amur.info/column/2013/10/10/