Вера Щербина: «Сегодня приоритет — зарплата бюджетников»
12.01.2013 10:03 398
Амурская область, 12 января, portamur.ru. Всего лишь одна прошлогодняя «непопулярная» мера со стороны правительства области — по части лишения льгот некоторых категорий пенсионеров и ветеранов — вызвала немало возмущений и кривотолков среди населения. Как следствие — обобщение и весьма пессимистический прогноз на 2013 год. Корреспондент «МК» на Амуре» побеседовал с первым заместителем председателя правительства Приамурья Верой Щербиной.
Как выяснилось из разговора, финансовая ситуация в Приамурье стабильна, но без серьезной ревизии бюджета будет невозможно решить задачу, поставленную президентом страны, направленную на серьезное увеличение заработной платы в бюджетной сфере.
— Вера Георгиевна, с наступившим Новым годом! Как для области год сложится, ведь не секрет, что бюджет-2013 — дефицитный, а значит, на чем-то придется экономить?
— С Новым годом всех амурчан! У нас каждый бюджет дефицитный, каждый год мы на чем-нибудь или ком-нибудь экономим. Тем не менее, замечу, что последние годы он растет, причем хорошими темпами. Если в 2008 году бюджет области составлял порядка 20 миллиардов рублей, то сегодня уже — 34. Как четыре года назад денег не хватало, так не хватает их и сегодня. И раньше мы расставляли акценты на наиболее значимых программах и проектах в ущерб другим, и этот год не исключение.
— Если не «военная тайна», конечно, то есть смысл поговорить о нынешних приоритетах. На кого или на что нацелен бюджет-2013? Кто окажется в «плюсе», а кому придется поумерить аппетиты?
— Секретов нет никаких. Наступивший год и последующие, вплоть до 2018-го, пройдут под эгидой повышения заработной платы в бюджетной сфере. Эта задача перед регионами поставлена президентом страны, и мы ее обязаны выполнить. Задача непростая, по отдельным категориям заработная плата должна вырасти не на проценты инфляции или чуть выше, как это было ранее, а в разы. Из 87 тысяч бюджетников под прямое повышение попадает 41 тысяча человек.
— Тогда о порядке цифр и процентах грядущего повышения…
— Сегодня средняя заработная плата у нас более 25 тысяч рублей. Учителям она уже повышена до этого уровня. Так вот, к 2018 году врачи будут получать в среднем около 90 тысяч рублей; учителя, социальные работники, работники культуры и преподаватели начального профессионального образования — примерно 45 тысяч; у воспитателей детских садов заработная плата повысится до средней по образованию. Для сравнения: сегодня их жалованье составляет одиннадцать с небольшим, а уже в текущем году, начиная с 1 января, вырастет на 50 процентов и будет в среднем 17 тысяч с ежегодным ростом. Такого повышения еще никогда не было. Все остальные категории работников бюджетной сферы ощутят реальное повышение уровня жизни с октября.
— Похоже, есть смысл вспомнить о заброшенном педагогическом дипломе и попроситься обратно в школу…
— Между прочим, я уже слышала это от многих своих знакомых, получающих сегодня гораздо меньше. 45 тысяч для учителя, 90 для врача — это действительно достойные зарплаты. Для достойных профессий. Красиво говорилось об этом с незапамятных времен, а начинаем реально оценивать этот труд лишь сегодня.
— В таком случае возникает вполне закономерный вопрос: откуда вдруг возьмется столько денег. Очевидно, что никакого бюджета на этот беспрецедентный проект не хватит.
— Безусловно, чудес не бывает. Понадобятся очень серьезные деньги, за пять лет нужно изыскать дополнительные 65 миллиардов рублей. Четко регламентировано и в Указе президента, и в программе, утвержденной правительством страны, что 30 процентов от необходимой суммы выделяет федеральный бюджет, 30 процентов мы должны изыскать за счет сокращения неэффективной сети и структурных реформ, остальную сумму мы должны заработать на платных услугах и изыскивать дополнительные резервы.
— «Сокращение неэффективной сети» — звучит как-то устрашающе… Это неэффективные малокомплектные школы, сельские больницы… Закроем все неэффективное? «Платные услуги» — тоже не вселяют оптимизма...
— Нет, ничего закрывать не будем. Будем укрупнять маленькие учреждения в филиальные сети, тем самым, сокращая административно-управленческий состав. Для населения области ничего не изменится, как была на территории школа, детский сад или больница, так все и останется, но они будут подчиняться, скажем, району. То есть в головное предприятие уйдут финансы, бухгалтерия и другие структуры, без которых может обойтись школа или больница. Далее, существуют рекомендованные нормативы по части обслуживающего персонала. К примеру, в школе на сто учителей должно быть 58 человек персонала: технички, электрики, кочегары, лаборанты, дворники… У нас же есть школы, где этого персонала вдвое больше, чем педагогов. Это явный перекос и неэффективные расходы. Что касается платных услуг, то по большей части это удел больших городов и медицинских центров, где существует предложение и спрос.
— Лишение льгот ветеранов, чья пенсия превышает порог 12,5 тысячи рублей, это тоже борьба с неэффективными расходами?
— Вопрос так никто не ставит. Во-первых, закон о льготах не отменен, а лишь приостановлен. Во-вторых, до мая месяца ничего не меняется, и за это время мы очень внимательно посмотрим на доходы каждого ветерана. Многие из них работают, имеют свой бизнес и эту льготу просто не замечают, а ведь это деньги областного бюджета. Если же ветераны действительно нуждаются, будем страховать разными способами, в том числе за счет предоставления адресных жилищных субсидий, будем советоваться с депутатами. С другой стороны, у нас в области больше десяти тысяч бюджетников, получающих зарплату ниже прожиточного уровня, то есть меньше восьми тысяч трехсот рублей. А ведь это молодые люди, многие из них с высшим образованием, на такую мизерную зарплату они воспитывают малолетних детей… Это к вопросу о социальной справедливости.
Скажу больше, социальная нагрузка на амурский бюджет — самая большая во всем дальневосточном регионе. Например, в Приморском крае льготные выплаты на душу населения составляют семь тысяч рублей, а у нас — 14! В Хабаровском, Забайкальском краях аналогичные расходы также значительно меньше, чем у нас. Мы годами принимали и принимали на себя эти обязательства, сегодня мы их уже не тянем. Можно, конечно, продолжать популистскую политику, но люди тогда вообще останутся без зарплаты. Только такими вот опасениями вызвано принятие этого решения.
— Вера Георгиевна, и все же непонятно, откуда мы возьмем недостающие миллиарды на повышение заработной платы. Ветераны, лишние дворники в школах и даже укрупнение мелких учреждений в сети — это не те деньги.
— Ну, безусловно. Я думаю, что к 34 гарантированным миллиардам мы сможем привлечь еще и федеральные средства. Тем не менее, на 2013 год уже сокращены практически все программы. Если по прошлому году на них было выделено порядка пяти миллиардов, то сейчас осталось всего полтора. Пострадают все: образование, культура, медицина, безопасность дорожного движения, борьба с преступностью… Будем значительно меньше приобретать различное оборудование, ремонтировать крыши и здания, строить… Сегодня приоритет — зарплата, и мы считаем, что это справедливо.
— С одной стороны — да, но если сегодня не продолжать ремонтировать и строить, то через три-четыре года все просто развалится…
— Я бы так категорично не рассуждала. Мы продолжим серьезную работу с федеральным бюджетом. Скажу больше, уже есть резолюция министра финансов Российской Федерации, согласно которой в феврале мы будем защищать несбалансированность нашего бюджета по всем направлениям — по социальной политике, ЖКХ... Я уверена, что сможем доказать и получить дополнительные федеральные деньги. Значит, появятся дополнительные ресурсы. Далее, у нас будет развиваться строительство космодрома, Нижнебурейской ГЭС. Пришла нефть, очередь за газом, значит, вырастет налогооблагаемая база, и тем самым будут наполняться деньгами программы, которые мы вынуждены были подрезать.
— То есть настрой на обозримое будущее вполне позитивный, хуже жить не станем?
— Лучше станем жить. Уже лучше жить стали. Потому что уже появилось более 2000 мест в детских садах, более 700 сирот получили квартиры, пять с половиной тысяч человек получили жилье с мерами государственной поддержки, начала реализовываться программа «Земский доктор» и в села поехали врачи, уже подняли зарплату учителям и теперь на очереди остальные бюджетники… Разве это не улучшение качества жизни? Да, есть проблемы, но это проблемы власти. Людей они никак не должны касаться.
— Спасибо за ответы, и — будем жить.
Источник новости: http://portamur.ru/news/detail/vera-scherbina-segodnya-prioritet-zarplata-byudjetnikov//