Для жителя Благовещенска поход в магазин за минералкой обернулся двумя месяцами заключения в изоляторе. Он подрался с сотрудником прокуратуры, за что теперь может поплатиться 10 годами жизни. Разбирательства по этому инциденту ещё идут, пишет газета
«Амурская правда». В редакцию обратился отец обвиняемого.
Как следует из показаний обвиняемого молодого человека , 4 февраля у него началась сессия — он заочно учится в Хабаровске на пятом курсе ДВГУПС. Он съездил в Хабаровск, сдал зачёты и в перерыве вернулся в Приамурье. На выходных он со своей девушкой решили навестить родных в Белогорске. 16 февраля, будучи в гостях на дне рождения у родственницы, они вышли в магазин за минералкой. Там всё и случилось.
В магазине девушка встретила знакомого сотрудника прокуратуры. Этот человек несколько лет назад был обвинителем по делу об убийстве её отца. Тогда в ходе судебного разбирательства статья 105 УК РФ «Убийство» была переквалифицирована в 107 УК РФ «Убийство, совершённое в состоянии аффекта», и убийца вместо первоначальных «от 6 до 15 лет лишения свободы» получил два года колонии-поселения. Увидев сотрудника прокуратуры, девушка не удержалась и спросила, правда ли, что он получил взятку за несправедливый приговор убийце её отца.
Началась перепалка, во время которой девушка обозвала мужчину. Молодой человек на несколько минут зашёл в магазин вместе с девушкой, но почти сразу вышел на крыльцо покурить. Оттуда он услышал, как мужчина оскорбил её. Парень решил не вмешиваться, а подождать обидчика девушки на улице. В итоге столкнулся с ним на пороге и попросил извиниться. В ответ на это мужчина ткнул его бутылкой в живот, потом сделал подсечку и, когда он упал, несколько раз пнул в грудь и в лицо. Молодой человек поднялся и ударил обидчика кулаком в лицо, от чего у противника слетели очки.
После этого участники конфликта разошлись по домам. Но тем же вечером полиция, куда сразу обратился сотрудник прокуратуры, стала искать его обидчика. На следующий день утром парень, как и собирался, уехал на машине в Хабаровск — сдавать оставшиеся экзамены. Девушку задержали для дачи объяснений.
В течение семи часов в белогорском отделении полиции с девушки, по её словам, брали объяснения четверо мужчин, одетых по гражданке. «Они допрашивали меня по очереди и все вместе, оскорбляли и угрожали — «обезьяна, шлюха, слышала про ментовской беспредел? Ты у нас сейчас пойдешь суток на 10 в вонючую камеру, а потом годика на два на Матвеевку (колония в Хабаровском крае. — Прим.ред.) как соучастница», — вспоминает девушка. Она утверждает, что всё это время ей не давали ни попить, ни в туалет выйти. Уже после 19.00 девушку доставили в следственный отдел, и там её допросил следователь. Он зачитал девушке вслух её показания, она подписала их не проверяя.
Дальше девушка утверждает, что свои собственные показания прочитала только в конце апреля — когда знакомилась с обвинительным заключением по делу об оскорблении представителя власти, возбужденному уже в отношении ее. Из них следовало, что во время конфликта с сотрудником прокуратуры она была пьяна, что, по её словам, не соответствует действительности. Однако о том, что она была нетрезвой, свидетельствуют и обе продавщицы, присутствовавшие при перепалке. Правда, одна из них слышала от девушки нецензурную брань, а другая — только оскорбления. Обе полагают, что молодой человек, зайдя в магазин, мог слышать перебранку и понять из неё, что обидчик его девушки— сотрудник прокуратуры. Именно от этого и отталкиваются следователи, инкриминирующие парню часть 2 статьи 318 УК РФ «Применение насилия, опасного для жизни и здоровья, в отношении представителя власти». Сам обвиняемый говорит, что не знал историю убийства отца своей девушки, до этого её обидчика никогда не видел и почти не слышал их перебранки в магазине — просто хотел наказать хама.
Из показаний избитого представителя надзорного органа складывается противоположная картина произошедшего. Из протокола следует, что, когда девушка начала оскорблять его в магазине, он вёл себя корректно, просил её успокоиться, никаких оскорблений в её адрес не высказывал. Но на выходе из магазина его внезапно ударил по лицу мужчина, который до этого заходил в помещение. Удар прилетел вместе со словами: «Это тебе за батю» или «за отца» — точно потерпевший не помнит. Молодой человек попытался ещё раз ударить мужчину, но тот оттолкнул его, подножкой сбил с ног и по инерции упал вместе с ним. После этого парень поднялся и ушёл.
Оказавшись дома через несколько минут, мужчина вызвал полицию. Почти сразу же в следственном отделе по Белогорску по этому факту возбудили уголовное дело. Следствие придерживается версии потерпевшего.
«Согласно медицинской экспертизе, обвиняемый нанёс потерпевшему не менее одного удара по лицу. Вследствие этого причинил телесные повреждения: перелом носа, сотрясение головного мозга, контузию глазного яблока. Согласно законодательству, при квалификации по части 2 статьи 318 УК РФ лёгкий вред здоровью, причинённый представителю власти, является опасным для жизни и здоровья. После этого потерпевший проходил лечение. Защищался ли потерпевший? Он сдерживал обвиняемого от нанесения дальнейших ударов. По заявлению обвиняемого о том, что ему также были нанесены телесные повреждения, была проведена проверка. Нанесение ударов сотрудником прокуратуры и причинение им телесных повреждений обвиняемому не подтвердилось. В отношении девушки позже было возбуждено дело по статье 319 УК РФ «Оскорбление представителя власти» — она дала признательные показания в части совершённого ею преступления», — говорит начальник следственного отдела СУ СК РФ по Белогорску Михаил Дьяченко.
19 февраля по вызову следователя молодой человек приехал в Белогорск, а 20-го пришёл на первый допрос, с которого прямиком отправился в белогорский изолятор. Сейчас он — обвиняемый и находится в СИЗО Благовещенска.
«Для него избрали меру пресечения — заключение под стражу. Потому что он скрывался от следствия, не являлся по вызовам — его не могли найти на месте, — объяснил старший помощник руководителя следственного управления СК РФ по Амурской области Алексей Лубинский. — Кроме того, это тяжкое преступление. И обвиняемый на момент случившегося имел непогашенную судимость — у него не истёк условный срок за кражу».
Накануне, пишет «АП», в городском суде Белогорска прошло первое заседание по этому делу.
За время следствия родственники обвиняемого направили несколько жалоб в разные правоохранительные органы области. Они настаивают на необъективности следствия. Они были направлены в прокуратуру Белогорска. Правда, ещё туда не поступили.
Правоохранители в один голос говорят, что жалобы — классический метод защиты и способ затянуть рассмотрение дела. Обжаловать можно практически любое следственное действие — закон дает на это право.