Для жительницы Благовещенска поездка в гости, в село Марково, закончилась больничным. В темноте прямо под окнами могоквартирного дома девушка упала в открытую и ничем не огороженную яму. Пострадавшая собирается обращаться в прокуратуру, чтобы выяснить, кто должен следить за безопасностью и почему во дворе села не работает ни один фонарь.
«Было 11 часов вечера. Я вышла из подъезда, машина стояла за углом. Шла как обычно, по тротуару», – вспоминает девушка. Внезапно земля ушла из-под ног: в темноте пешеход не заметила яму.
В Маркове девушка была впервые – приехала в гости к знакомым. Показывать своё жертва неудачного падения не хочет. Горожанка объясняет, что ей стыдно за неуклюжесть. С другой стороны, полутораметровая яма представляет реальную опасность. «Мы сразу же поехали в травмпункт. Там мне сделали снимок, сказали, что я получила перелом рёбер. На вторичном приёме сказали, что это ушиб, но я всё равно нахожусь на больничном. – рассказывает девушка. – Планирую обращаться в прокуратуру, потому что здесь незакрытая территория, освещения на улице нет. Если было бы освещение, я б увидела яму и со мной бы такого не случилось».
Жители дома № 30 по улице Амурской, возле которого прозошло несчастье, о «ловушке» знают давно. Когда-то приямок был закрыт металлической решёткой. «Да её на металл сдавали уже давно! И решётки с той стороны дома поворовали», – объясняет местный житель. На вопрос журналиста «Вы обращались к кому-нибудь, не требовали вернуть решётки на место?» мужчина ответил: «А к кому общаться? Администрация к этому вроде не относится».
В соседнем образцово-показательном доме такие решётки сохранились. Жильцы признаются: это стоило им немалых усилий. «По крайней мере, у нас эти люки стоят. Дети их сдвигают, хотят что-то там бросить, а мы следим. С другой стороны дома у нас ещё целые решётки. Когда их совсем оторвали, мой муж приварил их», – говорит жительница дома № 40 по улице Амурской Тамара Трунова.
В администрации села говорят: о таких случаях, когда люди попадали в незакрытые ямы, никогда не слышали. Обслуживанием дома занимается частная компания, офис которой находится в Благовещенске. И, возможно, она должна следить за безопасностью прохожих. Руководитель компании по телефону сообщил корреспонденту программы «Альфа-новости», что они всего лишь обслуживающая организация и в договоре с жителями о решётках ничего не написано. В жилинспекции пояснили: чтобы понять, должны быть решётки на приямках или нет, нужно смотреть проект дома. Правда, как правило, если дома старые, найти документы будет сложно. «Стенки приямка должны быть не менее чем на 15 сантиметров выше уровня тротуара, то есть решётки нигде не предусматриваются, кроме проекта жилого здания. Если ограждения предусмотрены проектом и они отсутствуют, то за это отвечает управляющая компания», – уверена ведущий консультант государственной жилищной инспекции Амурской области Татьяна Попович.
Обслуживающая компания ответственности не несёт, и если в договоре пункт о решетках не прописан, то наказать кого-то за падение человека вряд ли получится. Если бы ситуация произошла в другом доме, где, например, управлением занимаются собственники, на них можно было бы подать в суд.
В жилинспекции людям советуют быть внимательнее и всегда смотреть, куда сделать следующий шаг. А тем временем девушка намерена писать заявление в прокуратуру. Пострадавшая надеется – если найти виновных в её падении не удастся, то хотя бы «ловушку» прикроют.
В Тамбовке подобная история закончилась трагедией. Как
сообщало ИА «Амур.инфо», в сентябре 2010 года в неогороженный приямок упал участник Второй мировой войны и ветеран труда Пётр Савенко. Мужчина погиб. Его нашла супруга: пожилая женщина забеспокоилась, что муж не возвращается домой.
Пётр Николаевич оказался в вентиляционой яме прямо под окнами своей квартиры. Антонина Ивановна рассказывала, что у её мужа было слабое зрение и он мог не заметить опасность. В администрации села тогда ссылались на управляющую компанию. Её работники ремонтировали дом и по собственной инициативе очистили приямки от мусора. Закрывать их не стали. Коммунальщики объяснили, что защищающих решёток возле дома не было и в договоре с жильцами обслуживание придомовой территории не предусматривалось. После трагедии так называемые приямки возле дома всё-таки закрыли деревянными щитами.