Ведущий — Артем Александров:
Здравствуйте, друзья! На днях тысячи мальков осетра и калуги выпустила в Амур китайская сторона. Что дальше будет, как быть – на эти и другие простые вопросы сегодня отвечает начальник отдела государственного контроля, надзора и рыбоохраны Амурского территориального управления Росрыболовства Владимир Михайлович ТОЛМАЧЁВ.
- Владимир Михайлович, что произошло, кого выпустили китайцы?
- В реку Амур были выпущены осетровые, это калуга и осётр.
- Мальки?
- Да, подращенный малёк. Рыба, основной объём, выпускалась не на нашей территории. Выпускалось приблизительно 60 тысяч мальков, но они выпускались в разных местах. Основной объём был выпущен в районе Мохэ, где присутствовали руководители ФГУ «Амурвод» и представители ТИНРО.
- То есть всё происходило с нашим участием?
- Да.
- Что такое Мохэ?
- Это китайская сторона, это в районе Читинской области. Это самая северная часть Китайской Народной Республики.
Но осетры выпускались не только там, выпускались и в других местах, в том числе и, по той информации, которую я получил в Амурском территориальном управлении у специалистов по производству рыбных запасов, выпускалась в районе Хэйхэ. Небольшой объём. Но какой именно, мы не знаем, поскольку именно на этот выпуск специалистов нашего управления не приглашали.
- Осётр и калуга, 60 тысяч мальков. Зачем китайцы выпустили их в Амур?
- В настоящее время река Амур становится с каждым годом всё беднее и беднее, что наблюдают и ихтиологи, и работники нашего управления, и работники, занимающиеся воспроизводством, сохранением водных биологических ресурсов ФГУ «Амурвод». Поэтому для того чтобы среда обитания совсем не оскудела для водных биологических ресурсов, её надо пополнять новыми объёмами, уже искусственно воспроизведёнными.
- То есть китайцы молодцы, они поддерживают матушку-природу в нормальном состоянии?
- Да. Китайская сторона в этом плане, в плане рыболовства, вообще имеет давние традиции. У них самый большой объём искусственно выращиваемой продукции. Они также занимаются воспроизводством – в последнее время выпускают малька в реку Амур. Именно для пограничных вод Амура эти работы начаты довольно-таки недавно.
- 60 тысяч мальков выпущены несколько дней назад. Сколько приживётся?
- Допустим, взять нормативы китайской стороны мы не можем, потому что мы не знаем. Наши специалисты говорят, что при идеальных условиях приживаются, то есть когда рыба вырастает до промысловых размеров и становится половозрелой, порядка 0,08 процента для калуги. Это норматив по воспроизводству в идеальных условиях.
- Из 60 тысяч?
- Да. То, что выпускается, это при идеальных условиях. Это будут сотни, а то и тысячи. Для осетра норматив – 0,3 процента. Он, эта особь, более пластичен, более живуч.
- А сейчас рыба в Амуре есть?
- Есть рыба, её не так много, как было, но она есть.
- А мы и не знали. Какая?
- Конечно, есть рыба. Есть толстолобые, сазан.
- Мы сейчас говорим про тот Амур, который протекает рядом с городом Благовещенском?
- Да, есть. Вопрос состоит в том, что промысел осуществляется не совсем активно по тем причинам, что объёмы не столь велики. Но рыба есть.
- А почему рыбы мало? Раньше больше было?
- Было больше. Всё-таки сказывается загрязнение среды обитания.
- Кто загрязняет?
- И мы загрязняем, и наши предприятия. И большую лепту в загрязнение Амура вносит китайская сторона.
- У нас в Амурской области есть рыборазводные предприятия?
- У нас в настоящее время таких предприятий нет.
- Есть в Хабаровском крае, есть в Еврейской автономной области. Почему нет в городе Благовещенске? Есть у китайцев, речка одна, поэтому нет необходимости? Почему?
- В настоящее время сложно говорить, почему. Вероятно, всё упирается в финансирование.
- Амур-батюшка сейчас в плачевном состоянии. Я думаю, что вы спорить не будете. А есть какая-то определённая программа, есть возможность восстановить речку? Она сейчас техническая на сто процентов, сбросы дикие. Вы говорите, что рыба есть, но рыбаков на Амуре я не вижу, может быть, где-то в верховьях. Работы ведутся, чтобы очистить речку?
- Действительно, загрязнение осуществляется, скажем, крупномасштабно. И для того чтобы очистить реку, в первую очередь надо прекратить сбросы. В настоящее время у нас есть наработанный материал, можно было о нём много чего сказать, опубликовать. Средства массовой информации почему-то плохо берутся для того, чтобы осветить проблему загрязнения.
- А мы сейчас чем занимаемся?
- Я понимаю, но в рамках вашей программы я не могу сказать всего того, что происходит. У нас много золотодобывающих предприятий, коммунальных, которые сбрасывают неочищенные воды, загрязняют нефтепродуктами водные объекты.
- Какие-то работы ведутся для того, чтобы прекратить сброс, чтобы очистить речку?
- В настоящее время эти работы не ведутся. Более того, мы всё чаще выявляем, что предприятия, которые должны компенсировать ущерб, наносимый водным биологическим ресурсам, от этого уходят. Если говорить о реке Зея, можно сказать, что на сегодняшний день такой город, как Свободный, имеет свои коммуникации, очистные сооружения в отвратительном состоянии, в аварийном. Они сейчас, конечно, проводят реконструкцию, но река Зея на сегодняшний день загрязняется. И это благодаря тому, что в Свободненском районе находятся и санаторий «Бузули», и санаторий «Бардагон», и тубдиспансер, которые всё сбрасывают в реку Зея.
- Я больше купаться не буду в Амурской области.
- Смотрите.
- Говорим о загрязнении реки Амур. Конкретно, кто загрязняет? Есть какие-то предприятия, которые вы можете назвать? Может быть, какой-нибудь случай, после которого заведено уголовное дело?
- Основным притоком реки Амур на территории Амурской области является река Зея. На притоках Зеи работают предприятия золотодобывающей промышленности. И в качестве примера я могу рассказать об артели «Рассвет». При проведении плановой проверки данного предприятия выявлено, что предприятие работает на водных объектах и вследствие своей хозяйственной деятельности наносит ущерб водным биологическим ресурсам. Но этот ущерб они гасить не собираются и не проплачивают. В настоящее время это предприятие должно заплатить около пяти миллионов рублей.
- Загрязняют Зею и не платят?
- Да. Эти деньги должны пойти на воспроизводство рыбных запасов.
- Насколько сильно они загрязняют Зею? Вообще в Амуре и Зее купаться можно? Воду как-то использовать можно?
- Скажем так, тот ущерб, о котором я говорю, рассчитан по методикам. Их деятельность осуществляется согласованно с органами исполнительной власти.
- Давайте проще, в Зее и Амуре купаться можно?
- Я не советовал бы.
- Не хотелось бы, Владимир Михайлович, прощаться на такой грустной ноте, но время, к сожалению, заканчивается. Можно бесконечно разговаривать на эту тему, но нам отведено только десять минут. Спасибо за интересную беседу.
Друзья, спасибо за внимание. Давайте будем беречь природу, мать нашу. Смотрите «Альфа-канал».
Источник новости: http://www.amur.info/easy/2010/07/14/1645.html
Люди не пострадали