Ведущий — Александр Ярошенко:
Добрый вечер! Сегодня гость нашей студии – человек из народа, Владимир МИХОЛАП. Он приехал из отдалённого Селемджинского района. Себя называет сварным. Несколько десятилетий он отработал там газоэлектросварщиком. Заработал пенсию в 10 тысяч, половину из которой отдаёт за квартиру. На оставшуюся половину и живёт.
- Здравствуйте, Владимир Петрович!
- Здравствуйте.
- Сколько лет вы живёте в посёлке Февральске?
- С 1980 года.
- Вы туда приехали БАМ строить?
- Да.
- Где вы работали?
- Я работал в СМП № 682.
- Сварщиком?
- Да, электрогазосварщиком.
- Сколько сегодня пенсия у электрогазосварщика?
- 10 250 рублей.
- Какая квартплата в Февральске?
- Жена моя платит за трёхкомнатную квартиру 9 тысяч рублей.
- А пенсия сколько у жены?
- Меньше моей.
- Как жить, когда половину отдаёшь за квартиру?
- А как?! Если жена не будет работать, будет вообще трудно.
- Где жена работает?
- Она работает сторожем.
- Какова зарплата сторожа?
- Тысяч 12-15, наверное, есть. Я не увлекаюсь женским…
- Субсидию получаете за ЖКХ?
- Да, получаю.
- Всё-таки государство вам оплачивает? Сколько?
- Платит, но если посчитать на все расходы, то субсидия очень маленькая.
- Не покрывает реальную?
- Конечно. Стоимость и продуктов, и бензина у нас высокая.
- Сколько стоит булка хлеба?
- 28 рублей.
- ГСМ, солярка?
- Солярка 36 рублей стоит, 80-й бензин – 31 рубль. Вот и посмотрите. Раскидайте на это всё. А ведь ещё нужно одеться, обуться.
- Я знаю, что вы неравнодушны к экологической обстановке. Какая сегодня экология на севере нашем?
- Очень тяжёлая.
- Почему?
- Раньше были золотари. Они брали экологически, только мониторами, драги ходили по рекам, по ключам. Сейчас на Маломырском и на Албынском рудниках применяют селитру. Возят тоннами туда селитру для расщепления камней. И отстойники у них загрязнённые.
- И всё идёт в речки?
- Всё! Всё идёт потом в речку. Я ехал в Благовещенск, со мной ехал с Харги (рудник – прим. ред.) мужчина. Он там рядом живёт. Озеро находится в двух километрах от них…
- В Златоустовке?
- Да. Рано утром выезжают на лодках, собирают мёртвых уток и так далее. Представьте, всё испарение идёт в небо.
- Ваши местные депутаты знают об этом?
- Знают, наверное. Туда попасть к ним, чтобы депутату попасть на объект – не попадёшь! Там можно попасть только на нашу Быссу. Вот туда ещё можно попасть.
- Местные власти, глава посёлка знает?
- Знает. Всё знает. Она сама ездила и видела это всё, снимала. Мы бились, мы все вызывали начальника. Мне кажется, это всё связано с Москвой. Москва даёт им разрешение. И Москве на наш Дальний Восток, Амурскую область наплевать. Им всё до лампочки. Им нужен жёлтый металл. Ради него они идут на всё.
- В природоохранную прокуратуру обращались?
- Везде мы писали. Мы уже лет пятнадцать воюем. Как началась перестройка, пошёл у нас бардак в стране с экологией, со всем. И труба дело. У нас, по-моему, никто не занимается. Где-то придавливает сверху из Москвы – помолчать. Потому что сколько мы бьёмся! Дети купаются в реках, пьют эту воду, они не понимают, особенно маленькие. Отдохнуть-то нужно человеку летом, в жару. А вода идёт грязная. Уже в Селемдже нельзя купаться. Я два года назад варил переправу, зарабатывал, так мы пили там воду. А сейчас переправщики берут воду из дома.
- В горной чистой Селемдже уже нельзя пить воду?
- Уже нельзя воду брать, потому что туда попали какие-то загрязнения. Никто ни о чём не думает. При Советах экология работала сильно. Может быть, и были какие-то нюансы. Снисходительно делали им замечание, что нужно стране золото.
А вот сейчас я не могу понять. В этом году наша Амурская область сдала 28 тонн жёлтого металла. Хоть один килограмм остался для развития нашей области?! Да они должны каждый год нашему человеку, который дышит этой гадостью, давать даром путёвки, деньги, чтобы они ехали, поправляли себе здоровье.
- Но сегодня на всех углах говорят, что у нас бизнес социально ориентированный, что он несёт ответственность, что должен социальную структуру поддерживать.
- Я не пойму, ответственность или не ответственность. Но столько золота увозиться, что мы должны по золотым плиткам ездить! Я родился в Амурской области, прожил всю жизнь! Здесь с детства, я ещё пацанёнком был, золото на КрАЗах, ещё «медведи», старые машины были, увозили в Свободный, куда они, золотари, ходили в рейсы. Но они хоть более-менее относились к речкам, к нашему животному миру. Сейчас бесполезно. Сейчас у нас только нажиться одним днём.
- Ещё одно богатство Селемджинского района – лес. Что сегодня с лесозаготовками?
- Они шуруют. Они пилят.
- Они – это кто?
- Предприниматели, олигархи. Они выпиливают лес. Раньше запрещалось около речки пилить, а сейчас всё выпиливается. Уже пора запретить пилить лес. Нужно оставлять его для наших потомков. Мы что, хотим сейчас всё выпилить, а потом что делать? Ждать 200 лет, когда вырастет?!
- После нас хоть потоп, как известно на Руси Великой. Всегда так.
- Вот и говорю, безалаберно выпиливается, вывозится всё за границу. Золото. Я не могу понять, куда его девают. Каждый год тоннами сдают. Его что, на хлеб мажут? Было бы оно гречкой или сахаром, хлебом! Хлеб. Раньше говорили, хлеб дороже золота.
- Хлеб всему голова!
- Да. А сейчас, наоборот, золото дороже. Хлеб нужно садить!
Я бы ввёл такое правило: не справляется с экологией какая-нибудь артель, предприниматель, миллионер – закрыть его участок и дать землю. Дать ему сенокосилки, трактора, животный скот, и пусть кормит страну мясом.
- Так он и с этим не справится.
- А я предлагал такое одному предпринимателю. Он говорит, что не умеет это делать, а только умеет вредить экологии. Где был лес, сейчас там стоят барханы. Особенно в Быссе, там очень страшно. Можете представить, в русле речек моют. На это раньше был запрет.
Ещё мы просили губернатора, когда он приезжал на открытие моста, вернуть нам санэпидемстанцию. У нас же убрали санэпидемстанцию.
- А кто следит теперь за всем этим?
- Да никто! Понимаете, ник-то!
- Вы верите сегодняшней власти?
- Нет!
- Нет?
- Я скажу открыто: был Путин президентом, я ему задавал вопрос, когда он сидел 4 часа у телевизора. И перед Новым годом я был в гостях – за 15 лет собрал копеечку, чтобы съездить к родне, проведать – в Ханты-Мансийском районе. И вот я задавал будущему президенту, сейчас он ещё не президент, звонил напрямую. И до сих пор нет ответа. Я спрашивал, как нам, пенсионерам, жить на 10 тысяч? Посадить вас, Медведева и Путина, на эту пенсию и отправить туда, где мы живём.
- Это были «Простые вопросы» для жителя Селемджинского района, сварщика на пенсии, как он себя называет, Владимира Михолапа.
Мы говорили о севере, который как был, так и остался крайний в нашей жизни.
Всем здоровья, добра, благополучия. Живите, пожалуйста, долго!
Источник новости: http://www.amur.info/simple/2012/04/11/2543.html