Ведущая — Эльвира Оверченко:
Добрый вечер! Это «Простые вопросы». Сегодня будем говорить о школьном образовании. Некоторое время назад из списка обязательных дисциплин школьного курса исчезла астрономия. Очень это было неприятно для тех, кто эту дисциплину любил и, может быть, мечтал о звёздах, хотел как-то их изучать, а не просто смотреть на то, как они красиво мерцают в небе.
Но сейчас из школьного курса исчезают и другие предметы естественно-научного цикла: физика, биология, химия. Как раз об этом будем говорить с моим собеседником. Это Юрий ЯРМАК – преподаватель дисциплин физического цикла педагогического университета.
- Здравствуйте, Юрий Геннадьевич!
- Добрый вечер!
- Скажите, пожалуйста, чем объяснить такой подход нашего современного образования, чиновников от образования, к школьному курсу? Зачем такие кардинальные перемены нужны, почему выбрасываются такие важные дисциплины?
- На этот вопрос нет ответа. В Республике Гаити есть только футбол, шоу-бизнес и бананы. И вот к этому светлому идеалу мы очень быстро приближаемся, к сожалению.
- То есть, вы считаете, что это не оптимизация и не путь к какой-то новой системе?
- Это одебиливание. Просто прямым текстом: это одебиливание российского народа.
Что такое физика? Физика – это основная дисциплина, дающая информацию о мире. И эту дисциплину убирают.
- Обязательными останется часть предметов. Из точных останется математика.
- Пока да.
- Удалось отбить русский язык, литературу, иностранный язык, историю, ОБЖ и физкультуру. Все остальные предметы – по желанию?
- Да.
- Как вы думаете, будут ли желать современные школьники изучать точные дисциплины?
- Дело в том, что сейчас в системе образования построенная такая хитрая, дьявольская, изуитская система, когда учителям удобно не работать, ученикам тоже можно ничего не делать. Родителям показали, от какого обеда и до какого забора нужно требовать. То есть, родителям нужен только ЕГЭ. Диплом о высшем образовании можно приобрести разными способами, не будем говорить, где и как. Поэтому всех это устраивает.
- Погодите, как же устраивает?! Я была бы родителям, и мне было бы важно, чтобы ребёнок не просто получил какой-то диплом и аттестат, а чтобы за этим что-то стояло. Должна быть какая-то база для жизни.
- Прагматически родителям нужны только ЕГЭ. Всё остальное – это эмоции. И никакого большого возмущения в обществе, к сожалению, нет.
- Всех всё устраивает, вы считаете?
- Всех всё устраивает. Ещё раз говорю: учителям сейчас можно не работать…
- А почему вы так сказали? Почему учителям выгодно не работать?
- Хороший вопрос. Я пока ещё веду лекции по старинке, я старомодный преподаватель. Но я могу уже этого не делать. Я могу принять так называемые различные инновационные методы работы: вести занятия в виде рефератов, докладов, показывать фильмы, ещё какие-то игрушки показывать. То есть вообще не вести занятия. Многие преподаватели уже так и делают. К нам в вузы сейчас приходят ученики, которые учились таким образом в школе. Они занимались презентациями, рефератами. Получали таким образом хорошие оценки. Они, естественно, стерильные по этим предметам. Они совершенно стерильные, там нет ничего.
- Преподаватель не готовился к урокам?
- Дело в том, что сама система современного образования делает такую работу выгодной, когда просто ничего делать не надо, по сути дела. То есть, учитель играет в игрушки, дети довольны, родители довольны, хорошие оценки.
- Понятно, на выходе – ЕГЭ?
- Да.
- Ну, дай бог, ещё хорошо бы сдали. Потому что математика показывает, что не всё так прекрасно. И вот эти двойки в большом количестве позволяют думать о том, что пробелы-то серьёзные.
Вы в нашем предварительном разговоре сказали, что у нас всё больше гуманитариев и меньше тех, кто хочет знать, что напряжение измеряется вольметром, а не напряжёметром, что существуют какие-то объективные вещи, которые нас окружают, и их надо знать.
- Нет, я говорил немножко не про это. Я говорил, что в девятом классе дети выбирают то, что им кажется легче. Профиль, который кажется им легче, гуманитарный цикл. А в старших классах они выбирают специальность, где для поступления нужна физика или математика, и эти дети оказываются в катастрофической ситуации. Они оказываются абсолютно стерильны по этим предметам.
- Вы уже наблюдаете в практике такие вещи?
- К нам приходят дети, изуродованные гуманитарными классами. Это мой термин.
- Что потом они делают?
- Им очень сложно учиться. Этих детей научили много разговаривать, причём разговаривать ни о чём. То есть, создавать видимость эрудиции. Это такое новое явление в нашей школе, когда детей учат создавать видимость эрудиции. Их учат разговаривать, высказывать своё мнение, абсолютно не опираясь ни на какие знания. И этим детям учиться, конечно, сложно.
- Но есть ведь сторонники такого реформирования образования. Они говорят, что время меняется, мир меняется, мы входим в Болонскую систему, и нам необходимо менять это образование. Но, может быть, не всё так плохо, как вам кажется? Есть ли плюсы? Если с другой стороны попытаться взглянуть на это, есть ли что-нибудь хорошее в новых предложениях?
- Уровень образования ухудшается с каждым годом, поэтому я плюсов никаких не вижу.
- Вы в детстве мечтали стать астрономом, физиком?
- Нет, я не мечтал стать астрономом. Просто в детстве я увлекался астрономией. У меня был и сейчас есть телескоп. Да и моя профессия так или иначе связана с астрономией. Я всегда каким-то образом вёл астрономию, проводил наблюдения для школьников, проводил наблюдения для студентов, но в последние годы всё это прекратилось.
- Вы учились в советской классической школе?
- Да, слава богу.
- Вы учили оба цикла: и гуманитарный, и точный, естественно-научный? Вам бы гуманитарный помешал, если бы в то время вы выбрали точные дисциплины, а гуманитарные задвинули?
- Что вы, ни в коем случае! Я учил всё, и я учился, кстати, в сельской школе…
- И спасибо нашему образованию!
- Учился без всяких репетиторов. И по месяцу в год мы ездили в колхозы на овощи, как это было тогда принято. И почему-то мой уровень образования гораздо выше того, что получают сейчас городские школьники в специализированных школах и специализированных классах.
- Получается, что новый образовательный стандарт будет введён к 2020 году, а сейчас мы к этому плавно идём. Что сейчас происходит с набором на физические дисциплины в педагогическом вузе?
- Ой, с набором у нас совсем плохо.
- Вообще что у нас с учителями?
- Дело в том, что конкурс – это такая неустойчивая вещь. Он год от года меняется непредсказуемо. То есть, в этом году, например, набор был плохой, в следующем может быть хорошим. Поэтому здесь я не буду делать никаких прогнозов.
- Допустим, если все эти предметы могут изучаться факультативно, будут исчезать из программы в таком объёме, как они есть сейчас, куда девать учителей, вот эти лаборатории, которых много, всё-таки каждая школа должна быть ими укомплектована?
- Это решает каждая школа. Сейчас окончательный выбор предметов должна сделать школа. Поэтому я, пользуясь случаем, хочу посоветовать родителям давить на школу. Если вы видите, что ваши дети изучают не то, что кажется вам нужным, в таком случае каким-то образом давите на школу.
Что такое физика? Это атмосферное давление, 220 вольт, переменный ток, ультразвук. Это очень много вещей, с которыми мы встречаемся ежедневно. И вдруг детей лишают этого, потому что им это не нужно. Вот в чём катастрофа.
- За них решили, что им не нужно.
- Это вещи, которые нужны любому человеку каждый день, даже если он фотомодель. Ему всё равно нужно каждый день понимать, что электричество берётся не из розетки. И вдруг человека этого лишили.
Если мы говорим про астрономию, то это не только звёзды Галактики. Астрономия – это календарь, это всё, что связано с измерением времени, это восходы и заходы, затмения. И в отсутствие астрономии приходит средневековая дикость. Она уже пришла. Это астрология и разговоры о конце света. Это же дикость. Это средневековая дикость.
- Но у нас это сейчас становится популярно.
- Потому что у нас нет астрономии. Потому что у нас нет ничего, что даёт нормальные знания.
- Боюсь спросить, что будет, когда исчезнет химия?
- Ой!
- Мы говорили сегодня об образовании: о новом образовательном стандарте и о том, что из курса старшей школы исчезнут дисциплины естественно-научного цикла, и что будет потом. Об этом мы говорили с моим гостем – преподавателем дисциплин физического цикла Благовещенского государственного педагогического университета Юрием Ярмаком.
Это была программа «Простые вопросы». Всего хорошего!
Источник новости: http://www.amur.info/simple/2012/06/20/2639.html
Люди не пострадали