Ведущая — Наталья Овсийчук:
Дорогие друзья, здравствуйте! Мы начинаем цикл передач, посвящённых одиннадцатому фестивалю кино и театра «Амурская осень». Сегодня у нас в гостях замечательный артист – актёр театра и кино, народный артист России Семён Михайлович Стругачёв.
- Здравствуйте, Семён Михайлович!
- Здравствуйте!
- Мы очень рады, что вы к нам приехали. Насколько я знаю, Дальний Восток не является для вас чем-то далёким и загадочным?
- Нет, Дальний Восток для меня очень близкий край, потому как я здесь родился – вблизи города Биробиджана, где рос до семнадцати лет. В восемнадцать поступил во Владивостокский институт искусств, там же во Владивостоке и работал в театре имени Горького 5 лет. В основном моя молодость прошла здесь.
- Вас в молодости называли вторым Луи де Фюнесом, всегда клоунада.
- Нет, меня называли всегда. Луи де Фюнес – человек, проживший большую жизнь, так что меня всегда называют вторым Луи де Фюнесом, русским Луи де Фюнесом. Это где-то немножко обидно.
- Почему обидно? Вам это не льстит?
- Раньше это льстило, а сейчас понимаешь, что я же не только Луи де Фюнес, могу играть и серьёзный репертуар: спектакли, которые у меня есть в театре Ленсовета, и другие спектакли – антрепризные и так далее. Если народу нравится, могу скорчить рожу, но не страшную. (смеётся)
- Я в одном из интервью прочитала, где вы говорите, что не стесняетесь быть смешным и глупым – в хорошем смысле этого слова, как добрая, милая клоунада.
- Конечно.
- Насколько близок вам этот жанр?
- Я очень люблю клоунаду. Более того я считаю, что быть глупым – не стыдно, потому что быть глупым и при этом изображать из себя умного, вот здесь стыдно. Когда я вижу глупого человека, который дуется и хочет быть умнее, чем есть на самом деле, – да мы все глупые, просто мы это скрываем.
- Семён Михайлович, вы относитесь к тому поколению актёров, которое я называю интеллектуальным. Вы очень много работаете с молодыми актёрами, как относитесь к некой лёгкости, а порой и некой поверхностности, на которую иногда жалуются, у молодой актёрской плеяды? И так ли это на самом деле?
- Я согласен с вами, что им проще так существовать на сцене, но существуя в таком тяжелейшем жанре, как комедия, нужно быть очень глубоким артистом, чтобы публика поверила, что в этой ситуации он органичен. Ведь публика смеётся тогда, когда актёр безумно смешной – серьёзный. Вот, когда он серьёзный и смешной, тогда да, а так – просто корчит рожи, это немножко другой жанр.
- Фильмы, которые, наверное, не ошибусь, если скажу, что принесли вам действительно бешеную популярность, – это «Особенности национальной охоты», «Особенности национальной рыбалки» и «Особенности национальной политики». Вспоминаете ли вы эти съёмки как нечто особенное для вас?
- Конечно.
- Лично для меня там очень много смешного, но есть и такие мелодраматические, лирические вещи.
- Конечно, это всё рядом – и комедия, и трагедия, и драма, и так далее. Даже мы сейчас с вами разговариваем – улыбаемся, задумываемся, какие-то вещи нас тревожат и так далее, мы начинаем совершенно по-другому себя вести. Рогожкин в этом смысле молодец, что не дал возможности нам комиковать. Когда актёр комикует – это самое страшное в комедии. Я ему благодарен, что после первого съёмочного дня, где я безумно комиковал, думая, что мы играем комедию, должны смешить, а он остановил съёмки. Поехали проявили плёнку специально для меня, потому что все остальные существовали так, как ему было нужно; они его знали, я его не знал, вообще попал туда случайно. Эту роль должен был играть Александр Лыков, но он не смог по каким-то обстоятельствам. Александру Рогожкину были нужны длинноносые актёры – вот так я туда попал.
- Я читала эту историю про самый длинный нос после Лыкова.
- Да-да-да, и поэтому после того, когда поехали и проявили плёнку, я увидел, как ужасающе это выглядит на экране. Наигрывал, как сивый мерин, называется. Он мне и говорит, что в другом случае заменил бы артиста, но знаю, что ты талантливый человек и поймёшь, если я тебе покажу. Вот он мне показал, сказав: «Моё кино – очень серьёзное». Поэтому, может, оно и получилось.
- Семён Михайлович, в 2005 году вы снимались у Владимира Бортко – играли Левия Матвея в «Мастере и Маргарите», думаю, это как раз одна из серьёзных ролей. Что такого нашёл в вас Бортко и что он для вас самого открыл этой ролью, что вы сами о себе не знали?
- Во-первых, я о себе всё знал, этого никто не знал. В театре я играю всё, что могу, и всё, что захочу, такой наступил момент в жизни. В кино, естественно, тебя воспринимают всероссийским пьяницей, такой тебе ярлык повесили – Лёва Соловейчик. Я, честно говоря, думал, что он приглашает меня на какую-нибудь роль, но только не на серьёзную.
- Вы обрадовались, когда он вас позвал?
- Нет.
- Нет?
- Нет.
- Когда вы узнали, что это Левий Матвей?
- Нет, не обрадовался. Мне хотелось просто кого-нибудь сыграть у Бортко. А он мне сказал, что пригласил меня именно на эту роль, на остальные роли актёры уже есть, – я хочу попробовать вас в этой роли. Я подготовился, дома выучил текст, пришёл, меня плохо загримировали, думали, что всё равно не утвердит – так, ляп-тяп. Я очень серьёзно сыграл на пробах. Он остановил пробы, вызвал гримёров, вставил им кое-куда что-то. Меня загримировали, три часа гримировали под Левия Матвея, серьёзно гримировали. Пробы прошли ещё раз. Я очень рад, что он в меня поверил. Меня и Герман хотел взять, но сказал: «Ты засветился уже у Рогожкина, не могу тебя взять, у тебя такой имидж, что не перебить».
- А Бортко решил, что можно перебить.
- Да, Бортко решил. Увидел меня в сочетании, как раз я пробовался с Лавровым, с моим гениальным старшим товарищем, у нас эта сцена получилась, и он меня утвердил.
- Очень хорошо.
- Я ему очень благодарен.
- Очень хорошо, потому что очень здорово вы там сыграли.
- Мне тоже кажется, неплохо.
- Семён Михайлович, чем сегодня живёте, что волнует больше всего? Какая работа самая интересная на сегодняшний день?
- Самое хорошее – я поставил новый спектакль с Татьяной Васильевой, Георгием Мартиросьяном, с другими молодыми актёрами в спектакле под названием «Будьте здоровы, живите богато». Мы его сейчас не привезли.
- Это одна из ваших режиссёрских работ.
- Да.
- Не первая, не единственная, естественно, ваша режиссёрская работа.
- Не первая.
- Режиссёрская стезя вас увлекла.
- Не скажу, честно говоря, я не очень люблю режиссировать – просто по необходимости, потому что в этом жанре комедии я могу сделать больше, лучше, чем, может быть, очень большие режиссёры, которые круты в других жанрах.
- Семён Михайлович, я вам желаю, чтобы всё, что вы задумали, у вас получилось, и чтобы мы обязательно ещё увидели ваши актёрские и режиссёрские работы – привозите их к нам на фестиваль. Спасибо вам большое.
Дорогие друзья, сегодня мы дали старт программам, посвящённым одиннадцатому фестивалю «Амурская осень», и «Простые вопросы» были для замечательного актёра театра и кино, народного артиста России Семёна Михайловича Стругачёва. Всего доброго, до свидания!
Источник новости: http://www.amur.info/simple/2013/09/17/3251.html