Ведущий — Алексей Воскобойников:
Фестиваль «Амурская осень» подошёл к своему завершению, и сегодня мы беседуем с председателем театрального жюри, народным артистом РСФСР Александром Ширвиндтом.
- Здравствуйте, Александр Анатольевич!
- Здравствуй-здравствуй!
- Как вы относитесь к такому явлению, как антреприза?
- Сложно отношусь, потому что, когда спрашивают – что ты сюда припёрся, а у меня сезон в театре только что открылся, полно проблем. Во-первых, где-то полгода назад мне сказали про фестиваль – Алёна Яковлева, моя актриса, говорит, что тут всё так симпатично. Думаешь, да когда это ещё будет… А потом раз – и наступает, приходит время лететь. С точки зрения смысла, сейчас идёт дикая полемика, переходящая в хамство, так называемая борьба.
- Репертуарных театров.
- Борьба вечного интеллектуального советского театра с этими «опятами» антрепризы. Мне хотелось посмотреть, что это такое, а не довольствоваться слухами и просто брюзжать, гундеть, говоря, что антреприза – халтура. Я помню, как она зарождалась – бралось два стула, две звезды садились, выучив накануне слова, и ехали, и это было за счастье.
- Когда-то этим можно было легко купить зрителя, сегодня уже требования «подросли».
- Сегодня – да. Из тех десяти спектаклей, которые здесь посмотрел, я за свою жизнь столько не смотрел. Уже присутствуют оформление, режиссура более-менее. Два спектакля – просто очень хороших увидели, и, значит, это процесс, никуда от этого не денешься.
- В театре Сатиры уже две недели как стартовал новый, юбилейный сезон.
- А я здесь смотрю на Китай.
- Как же они там без вас справляются?
- По-моему, счастливы.
- Счастливы. (смеётся)
- Да.
- Смотришь порой старые фильмы – обращаешь внимание: какие матёрые сегодня артисты были молодые и зелёные. Смотришь старый фильм с Ширвиндтом: молодой – да, но не зелёный! Откуда в вас этот подозрительный для советской действительности аристократизм?
- Маска, на самом деле абсолютный жлоб. Каждый человек в нашей профессии так или иначе придумывает себе какую-то нишу-амплуа. Конечно, если это вообще придумано с потолка, то это всегда видно, а когда это что-то такое, к чему приспосабливаешься за тысячелетия пребывания, то получается.
- Вам это удаётся достаточно органично. От многих в Благовещенске слышал, что общение с вами стало откровением: думали, что Ширвиндт высокомерный, чуть ли не сноб, а оказалось, что в общении очень простой. Это отчего? Люди проецируют на вас ваши кинороли?
- Люди вообще обожают проецировать всякую дрянь, а всё, что не очень дрянь – уже приятно. (смеётся)
- В рязановском фильме «Привет, дуралеи», где ваша мощная харизма была использована на все сто: вы играли лидера социал-социалистической партии. В большую политику вас никогда не звали?
- Звали, но я ни разу в жизни не был ни в одной партии.
- Некогда или к чёртовой матери это всё?
- А зачем, чтобы потом переходить в другую?
- Артисты, работавшие в кино у Эльдара Рязанова, как один уверяют, что согласны играть в любом его фильме и в любой роли. Вы из их числа?
- Во-первых, мы очень давно дружим. Я у него снялся, по-моему, в шести картинах – в эпизодиках. Правда, был момент, когда они с Брагинским написали для меня роль в «Гараже», ту, что потом сыграл Валя Гафт.
- Почему не задалось?
- Была такая система: Никита Сергеевич Михалков снял фильм «Пять вечеров» американским способом – за месяц.
- По-моему он вообще снимал его в перерывах, работая над «Рабой любви».
- Он сказал, что месяц никто никуда не выходит из павильона. Глобально, понравилось, и Рязанов по такому принципу решил снять «Гараж». Все действительно засели в этом.
- Бункере.
- Бункере-павильоне, а я выпускал спектакль, к сожалению, потому что роль-то замечательная, и Валька замечательно сыграл. В остальном – эпизоды.
- В фильме «Приходите завтра» вы успешно выдавали себя за Станиславского. Могли ли вы знать, что почти через 40 лет и впрямь будете руководить театром?
- Даже предположить не мог. Я и сейчас с трудом предполагаю, а уж тогда – тем более.
- Тяжела ли ноша худрука?
- Ужасна, да, ужасна. Но это не от хорошей жизни, когда заболел уже покойный Валентин Николаевич Плучек, был уже очень плох, ему было девяносто. Сейчас возраст худрука должен быть от 75 до 95 – это нездоровое явление, но просто кто-то…
- Кто-то должен.
- Кто-то должен.
- Марка Захарова за глаза называют «Мрак Захаров». За вами какое-нибудь прозвище закрепилось?
- В дружеском кругу – с тем же Захаровым, покойным Мироновым, Державиным, Людмилой Гурченко – у меня было прозвище «Маска». Андрей был «Дрюсик», Марк – «Мрак Захарович».
- Ваш иерархический взлёт не сказался на дружбе с Михаилом Державиным?
- Нет. Ну, как так? Допустим, мы с тобой общаемся, а завтра меня назначают начальником этого столика, я надуваю щёки – это же маразм.
- Может быть, у вас стало меньше свободного времени, и человек просто обижается. Например, раньше постоянно доминошничали или рыбачили, а тут – ну, не до тебя, Миша, извини, пожалуйста.
- Есть, конечно, потому что плохо себя чувствуем, во-вторых, стареем, а в-третьих, действительно мало времени.
- Отчего вы не устроили для амурчан свой творческий вечер?
- Во-первых, мне никто не предложил.
- Надо было предложить, и был бы вечер?
- Конечно.
- Ёлки-палки, вот организаторы.
- Я каждый вечер сидел смотрел спектакли – 11 штук.
- Были вроде свободные вечера.
- Можно было что-то придумать.
- Да вы что, вот это упущение!
- Будет повод приехать.
- Как вы, завзятый курильщик-трубочник, перенесли 8-часовой перелёт в Благовещенск?
- Курю 47 лет, а так – выпить надо – глушить другой гадостью.
- Удаётся перетерпеть?
- Абсолютно.
- Спасибо вам огромное!
- Тебе спасибо.
- Спасибо вам трижды – за всё, что вы делаете, за то, что приехали в Амурскую область, за то, что с нами беседуете, и я пришёл к вам.
Источник новости: http://www.amur.info/simple/2013/09/24/3261.html