Суббота, 26 Апреля 2025
 
Архив новостей
2025
Апрель  
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26
27
28
29
30
Счётчики
Яндекс.Метрика
Партнёры
  • "Простые вопросы": Сергей Орлов, представитель национальной ассоциации объединений офицеров запаса Вооруженных Сил, координатор проекта «Историческая память»
    27.10.2008 00:00 454

    Ведущая — Эльвира Оверченко:

    Сегодня «Простые вопросы» о нашей с вами памяти. Много ли мы с вами знаем о том, что было на территории Амурской области в августе 1945 года. Как воевала 2-ая Краснознаменная армия и сколько могил осталось с той поры на нашей территории и в соседних китайских провинциях. Об этом расскажет наш гость – представитель национальной ассоциации объединений офицеров запаса Вооруженных Сил и координатор проекта «Историческая память» Сергей ОРЛОВ.

    - Как родился проект «Историческая память»?

    - Я бы не сказал, что эта работа никогда не велась. На самом деле, она всегда велась и для нас в той форме, которая сейчас существует, эта работа началась как поручение ветеранов в первую очередь второй краснознаменной армии, которые на сегодняшний день не всегда могут активно выполнять эту работу ввиду возраста.

    - В проекте есть некие этапы. Сейчас Вы составили реестр воинских захоронений, описали их. Что дальше?

    - На первом этапе мы действительно постарались собрать всю необходимую информацию, которая была по захоронениям 2-й Краснознаменной армии. Сегодня нам известно о 20 таких захоронениях. На территории Амурской области расположено 15 захоронений, на территории Китайской Народной Республики, провинция Хэйлундцзян, город Хэйхэ, расположено пять захоронений. Мы предполагаем, что есть еще захоронения, о которых нам не известно, в том числе мы предполагаем, что на территории округа Хэйхэ есть еще четыре захоронения, и есть места захоронения там, где во время войны находились госпиталя. Это было примерно в августе-сентябре 1945 года, в госпиталях умирали раненные бойцы.
    Второй этап очень важный. Мы хотим получить исторически точные данные о количестве погибших в этот период. На сегодняшний день мы получили из центрального архива Министерства обороны соответствующий отчет о действиях 2-ой Краснознаменной армии.

    - Пошаговый отчет, в котором описывается каждый день из жизни армии?

    - В целом да, пошагово, каждый день описывались основные боевые действия. Понятно, что там еще очень много деталей, которые возникают в ходе поиска. Например, у нас есть данные об одном из бойцов, который погиб 16 августа. Он погиб в месте, известном всем амурчанам – в Удаляньчи. В то же время, мы понимаем, что в соответствии с отчетами, в Удаляньчи в то время не могло быть советских солдат. Отношение этого бойца к 42-му топографическому отряду предполагает, что там были некие разведывательные группы, которые могли там находиться. Мы будем продолжать работу с архивными документами, чтобы понять, чтобы все встало на свои места.
    Я хочу сказать, что уникальность 2-ой Краснознаменной армии состоит в том, что для основных соединений, участвовавших в этой битве, это было боевое крещение в ходе войны. Здесь было очень много молодых амурчан, ребята только признаны. Уникальность состоит в том, что те части, которые наши родные, дальневосточные, это не те, которые прибыли с большой войны, с Запада. Эти части были сформированы здесь. И даже для командующего армией, генерал-лейтенанта Терехина, Героя Советского Союза, который получил Звезду Героя во время боев на Хасане и был участником Финской кампании 1941 года, в 1945 году здесь, в Благовещенске, в Амурской области, формировал войска для большой войны на Западе. Было пополнения более 250 000 человек. Для него это в какой-то степени тоже было боевым крещением. Здесь воевали амурские части, которые все годы войны провели на Дальнем Востоке.

    - Сергей Михайлович, много ли Вы находите нестыковок или каких-то несовпадений с той историей, которую писали десятилетиями?

    - Нестыковок много. Я не знаю, беда это наша или вина. Наверное, все же беда, потому что слишком мало объективной информации. Так получилось, что у нас сейчас очень много источников но нет одного объективного документа. У нас достаточно историков – прекрасный коллектив в том же педагогическом университете, в амурском краеведческом музее, – которые, наверное, могли бы объединиться.

    - Этот вопрос нуждается в исследовании, в доработке и в описании большого куска нашей истории.

    - Именно амурской истории.

    - Все, увлекающиеся историей, отмечают, что то время либо плохо изучено, либо о нем плохо рассказано. Мы действительно очень мало знаем о том, что было в августе 1945 году здесь, на амурской земле. Вы говорите о том, что архивы позволяют говорить об уникальности этой операции. Почему такое искаженное представление у нас сейчас?

    - Война – это политика. В политике происходят изменения.

    - Перед Японией было неудобно?

    - Вот именно. Надо было подписать – Вы помните, что, начиная с Никиты Сергеевича Хрущева, постоянно существовали попытки подписания мирного договора с Японией. Я считаю, что война просто не описана. Здесь были жестокие, тяжелые бои, в которых победила Красная армия. Победила заслуженно, потому что была сильнее, и то, что она делала, было справедливым. На мой взгляд, все это нужно описать. Периодом августа 1945 года мы можем однозначно гордится.

    - Сергей Михайлович, Вы историк или военный?

    - По основному образованию я военный.

    - Откуда у Вас такой интерес к военной истории?

    - По образованию я военный человек и мне очень понятна военная история с профессиональной точки зрения. Здесь не интерес. Мы стараемся честно выполнить поручение ветеранов 2-ой Краснознаменной армии.

    - Как Вы себе представляете, что может быть итогом всей этой огромной работы?

    - Все приходило с пониманием. Мы обсуждали вопрос о том, что должен быть какой-то итог нашей работы. У нас есть память о Великой Отечественной войне. У нас на берегу Амура стоит бронекатер, «915-й», о котором тоже можно долго говорить, но нет ничего такого, что напоминало бы о кровавых сражениях 1945 года. На встречах мы много разговаривали по этому поводу, и один из ветеранов – я сейчас не могу назвать фамилию, – первым предложил: «Давайте сделаем что-нибудь такое на века, чтобы запомнилось». На сегодняшний день это предложение уже есть в проекте – это часовня. Уже имеется вся проектная документация, и мы надеемся, что работа идет по плану. На мой взгляд, это будет очень красиво. Мы продолжим получать материалы, договорились о плане получения материалов. Мы бы хотели получить – и получим – отчетные карты того периода, другие боевые документы, документы пол личном составу, на основании которых мы бы составили сборник исторических документов. Не интерпретированных, а таких, какими они были написаны в то время. Второе – мы бы хотели, чтобы появился полный список всех, погибших в августе 1945 года, некая книга памяти 2-й Краснознаменной армии, о наших пограничных отрядах – 74-го, 55-го, 73-го. Пограничники здорово тогда воевали. Должна появиться книга памяти, в которой были бы записаны поименно те, кто воевал на территории Амурской области и на территории округа Хэйхэ.

    Это была программа «Простые вопросы». Мы говорили о проекте «Историческая память». У меня в гостях был координатор этого проекта Сергей Орлов.





    Источник новости: http://www.amur.info/easy/2008/10/27/1153.html

Популярная новость
Стала известна причина сбоя в работе «Билайна»
22.04.2025 09:14 262

Бригады направили на устранение повреждений оптоволокна

подробней »

Амурский областной краеведческий музей
Скрипт выполнялся 0.1164 сек.