Ведущий — Павел Савинкин:
Не мудрствуя лукаво, заглянем в словарь Ожегова, чтобы уточнить определение слова «краеведение». Это «совокупность географических, исторических и т.п. сведений об отдельных местностях страны». И все. Таков язык словаря. Но если за толкованием этого слова мы обратимся к преподавателю школы № 2 города Благовещенска Галине Кузьминичне АЛЕКСЕЕВОЙ, то узнаем, что за сухими строчками словаря скрывается нечто, безусловно, большее.
- Я прав, Галина Кузьминична? Телезрители, думаю, уже догадались, что мы с Вами уже поздоровались. Я сказал, что Вы преподаватель, но мне хотелось бы уточнить: Вы преподаете или учительствуете?
- Я учитель, значит, я учительствую, учу.
- Ваша основная специальность – русский язык и литература. Но Вы же ведете и краеведение. Говоря языком словаря Ожегова, Вы доводите до учеников «знания географические и исторические» или те знания, которые прячутся за буквами «и т.п.»?
- Скорее, те, что скрываются за буквами «и т.п.». Потому что за этими буквами скрываются не только знания мест, не только исторические сведения, но и нечто большее. А нечто большее – это знание своих корней и людей.
«Изучая краеведение, мы изучаем свою Родину» | ![]() | ||
- С русским языком все понятно: учебников хватает. В достатке и учебников литературы, хотя мы можем и не соглашаться с тем, что там написано… (У меня к ним есть вопросы, но я пока не министр образования). Как обстоят дела с учебниками по краеведению – хватает ли их Вам?
- Как таковых учебников по краеведению, по литературному краеведению нет совсем. То, что добывается крохами, то, что печатается в журналах и альманахах – это и есть наши учебники. А еще наши ученики – это те домá, которые стоят в городе, там, где бывали великие; это те люди, с которыми мы встречаемся – вот наши учебники. Но когда 30 лет, ой, уже почти 40 лет назад я пришла в школу и начала вести уроки – первые уроки были в шестом классе – Чехов «Хамелеон», «Толстый и тонкий». Известно, что Чехов был в Благовещенске, как пройти мимо этого? Краеведение? Да, краеведение. Есть памятная доска на том здании, где был речной вокзал в то время, но дом, в котором останавливался Чехов, к сожалению, не сохранился. А тут еще сын Виктора Алюшина сидит в классе. Алюшин написал такие замечательные стихи о Чехове, ну как это упустить?
- Напомним, что Виктор Алюшин – это наш замечательный амурский поэт.
- Мы до сих пор читаем его стихи. В общем, пройти мимо этого было никак нельзя. С этого все и началось.
- Я смотрю, Вы теребите в руках книжечку с таким детективным названием «Тайна архиерейской дачи». Вы, наверное, и тайны архиерейских дач знаете?
- Да, конечно, знаем.
- Это – художественная книга?
- Художественная. Ее написал Аркадий Иванович Иванов. Ее предложили прочитать, и мы прочитали так, что книга заинтересовала всех!
- Похвастаюсь, что и я прочитал, и мне понравилось. Захватывающий детектив.
- Детектив на местном материале. Первый вопрос был таким: «Что здесь правда и что здесь вымысел?». Потом при встрече я задала этот вопрос и автору книги. Но, правда, конечно, это – архиерейская дача. Поехали мы на эту дачу.
«Детям интересна история Благовещенска и история их семей» | ![]() | ||
- И все тайны раскопали?
- Раскопали. А попутно зашли на Левашовскую дачу, где тоже много тайн. Попутно посетили могилу, где похоронены и красные, и белые, жертвы гамовского мятежа. Фильм «Колчак» только что посмотрели, как пройти мимо? Шли мы пешочком мимо этой архиерейской дачи по городским закоулочкам к нашей родной второй школе. У детей было такое сильное впечатление! Они говорят, какой красивый центр, чистый и прибранный, а окраины города… Окраины всякие. Но они им интересны.
Пришли в класс, встретились с писателем. На следующий день Катя Тайдакова говорит: «Я хочу написать книгу о Благовещенске. И я напишу ее через четыре года».
- И ведь напишет.
- Напишет! Вы представляете, как были вдохновлены дети этой книгой, познакомившись с кусочком их жизни?
- Насколько я знаю, Ваши подопечные, о которых Вы говорите с такой любовью, занимаются составлением своих родословных. Как происходит этот процесс?
- Составление родословной – это очень сложно. Вот я смотрю эту книгу и думаю: «Господи, какую огромную работу сделали дети». От Галины Николаевны Еременко поступило предложение заняться краеведением. А почему бы не заняться? Я спросила у детей: «Дети, будем собрать родословные?», они ответили – будем! И мы начали работать. Шестой, седьмой, восьмой, девятый – четыре года мы с ними изучали свои родословные. Это были такие открытия!
Всего в классе 27 человек. Родословными занимались 16 учеников. Остальных мы не заставляли, занимались только те, кто хотел.
- Галина Кузьминична, до какого колена дошли и с какими сложностями столкнулись?
- Дошли до середины прошлого, ХХ века, дошли до переселенцев. Юля Былкова нашла своих переселенцев, Нина Кодинева нашла своих, Семен Руденко нашел своих казаков-переселенцев. Нашли старые фотографии своих пра-прадедов и пра-прабабок в длинных юбках. Собрали потрясающие документы: у Даши Филь предки до революции работали на заводе «Амурский металлист», династия токарей. Когда я листаю изданную книгу и смотрю на фотографию этой семьи, я вижу красивых людей, у которых такие одухотворенные лица… Как же дети не должны смотреть на эти фотографии? Как же они не должны знать свои корни?
- Не могу не спросить Вас, как истинного краеведа, а президентском гранте.
- Два года назад впервые в нашей стране был объявлен президентский конкурс для поддержания молодых учителей, для стимулирования работы преподавателей школы. Суть этого президентского гранта заключается в следующем: мы должны были дать аналитическую справку о своей работе. И не просто описать свои уроки, качество знаний учеников и любовь детей к нам. Мы должны были показать ту тему, ту идею, над которой мы работаем. Я решила включить в свою аналитическую справку включить тему «Краеведение». И всю свою работу я сориентировала в этом направлении.
«Я выиграла президентский грант и получила премию» | ![]() | ||
- И президент это оценил.
- Да, это оценили – я выиграла этот грант и получила президентскую премию. В центре моей аналитической справки стояло краеведение. Я показала, как я это осуществляю на уроках, во внеклассной и в воспитательной работе.
- Возвращаюсь к началу нашего разговора, все-таки за сухими строчками словаря, что же кроется за словом «краеведение»?
- Любовь. Любовь к Отечеству, к Родине. Я всегда говорю детям: «Откуда пошло слово "Отечество"? От слова "отец". А слово "Родина" откуда? От слова "родить"». Родина – это народ. Народ – это те люди, с которыми мы живем. Изучая краеведение, мы изучаем свою Родину.
- Спасибо Вам за Ваш труд.
У нас в гостях была преподаватель русского языка и литературы, учитель-краевед Галина Кузьминична Алексеева.
Источник новости: http://www.amur.info/easy/2008/10/28/1154.html
Бригады направили на устранение повреждений оптоволокна