Ведущая — Эльвира Оверченко:
Здравствуйте! Простые вопросы сегодня заместителю директора Российской корпорации нанотехнологий по образовательным программам, а в недавнем прошлом – ректору АмГУ Андрею ПЛУТЕНКО.
- Вы в Благовещенске сейчас по служебным делам или по личным?
- По личным.
- С каким чувством приезжаете в Благовещенск?
- С чувством встречи с друзьями, которых здесь осталось очень много. Ну, и родителей давно не видел, поэтому предвкушение встреч – так чувство назовём.
- Вы сейчас столичный житель. На новое место, в корпорацию, которую сейчас возглавляет Чубайс, вас позвал ваш бывший партийный босс по СПС, или нет? Или вы сами выбрали место работы, так жизнь сложилась?
- Выбрал я сам, безусловно, но в СПС мне помогли установить первый контакт с этой корпорацией. Дальше я прошел собеседование, меня попросили написать образовательные концепции, я написал. И, в общем, попал на работу.
- Вам нравится то, что вы делаете сейчас, занимаетесь образовательными программами и нанотехнологиями? Такое непонятное еще для многих слово…
- Да. Мне очень нравится заниматься этим, потому что дело на самом деле новое. И корпорация новая, ей недавно исполнился год. Я попал в этап ее становления, нас было человек 60, сегодня уже 220, а будет 350 человек.
- А нет ли сожаления по ректорству?
- Нет.
- Все-таки вы руководили крупнейшим амурским вузом, с большим коллективом, с большими финансовыми потоками. Почему нет (к сожалению)?
- Не знаю. В принципе, я, когда избрался на второй срок, сказал, что больше двух сроков, больше 10 лет работать ректором не буду. И вообще, передача ректорской власти должна была планово произойти в мае 2009 года. Поэтому я все равно поменял бы место деятельности.
- То есть вам просто хотелось новой работы?
- Да.
- К вашему уходу из АмГУ, точке в этой карьере – или запятой. Ваш уход был связан с конфликтом с бывшим губернатором Николаем Колесовым. Это было связано с тем, что вас попросили снять местное отделение СПС с выборов в Госдуму?
- Да.
- А потом был личный конфликт?..
- Ну, с этого всё и началось. Николай Александрович, когда мы беседовали в сентябре прошлого года, еще не слышал в Амурской области отказов, поэтому он так очень остро воспринял. Мне была им сформулирована просьба прекратить деятельность СПС и отказаться от поддержки Бориса Алексеевича Виноградова. Когда я ответил отказом на эту просьбу, завертелась вся машина. Тут наложилось, что выборы в Государственную Думу, и в октябре же была аттестация Амурского государственного университета. Совпадение этих трех причин привело к тому, что вышло.
- То есть, «кто кого», получилось?
- Да. Николаю Александровичу, к моему сожалению, удалось заручиться поддержкой министерства образования, Федерального агентства по образованию. Несмотря ни на какие амурские конфликты, я бы, конечно, не ушел из университета, но, когда это вышло на федеральный уровень и такая просьба прозвучала от моих руководителей в Москве, то ситуация оказалась с одним выходом.
- Давайте сейчас о нанотехнологиях. Слово непонятное, очень загадочное. Знаете, люди у нас такие: что-то слышали, всякие модные слова вроде «кластер», «нанотехнологии», но мало понимают, что это такое. Что это? Простыми человеческими словами, как ученый, как педагог, можете объяснить?
- Могу объяснить. Ничего загадочного нет. Никого уже не удивляет термин «микроэлектроника», наверное. Микро- – это 10 в минус шестой степени, одна миллионная часть метра. А нано- – это такая же приставка, как микро-, только 10 в минус девятой степени, уже одна миллиардная часть метра.
- А зачем они нужны? Что можно сделать? Глупые вопросы, но с обывательской точки зрения.
- Человечество научилось 20-25 лет назад на этом уровне работать. Появились технологии, атомные силовые микроскопы, мы научились работать. А на этом уровне происходит очень много удивительных вещей. Все химические реакции происходят на наноуровне. Там, где живая природа соприкасается с неживой – это примерно уровень 10 нанометров. Там, где образуются кристаллические решетки – это тоже уровень нано. Наконец-то человечество в своем прогрессе достигло уровня, когда оно может оперировать на этом уровне.
- То есть это, по сути, другой мир?
- Это другой мир, да. Он уже близок к размерам атомов; ну, немножко больше.
- А где можно применить всё это?
- Везде.
- У вас есть разные программы. Вы государственная корпорация…
- Мы государственная корпорация и в основном работаем как институт развития. Наша задача – сформировать наноиндустрию в стране. Основная задача – привлечь бизнес в нанотехнологии.
- А лично ваша задача в этой корпорации какова? Образовательная программа – это что?
- Образовательная программа – это программа подготовки кадров для наноиндустрии. Министерство образования сегодня готовит только по двум специальностям – наноматериалы и нанотехнологии в электронике, а на самом деле нанотехнологии – они намного шире от косметики до космоса.
- То есть вы выстраиваете образовательную сеть по России для этой наноиндустрии?
- Да.
- Амурская область как-то фигурирует в ваших проектах или нет?
- В области подготовки кадров пока нет, потому что, конечно, самые активные вузы, с которыми мы сейчас работаем, - московские и санкт-петербургские. Но я как человек дальневосточный пытаюсь все-таки двигаться на восток, и до Иркутска мы уже добрались. Сейчас будем готовить крупную программу с Иркутским техническим университетом.
- А дальше Иркутска – всё?
- На прошлой неделе я встретился с первым проректором Дальневосточного государственного университета, потому что Анатолий Борисович Чубайс, помня, что я с Дальнего Востока, спрашивал, есть ли нанотехнологии у нас на Дальнем Востоке. Так как у нас вся академия наук сосредоточена в основном во Владивостоке, то начнем мы там. А здесь всё будет зависеть от Амурской области.
- А от нас есть заявки, или желание, по крайней мере?
- Одна заявка от Амурской области совсем недавно поступила. Правда, по размерам запрашиваемого финансирования она очень амбициозна, так скажем. Мы работаем абсолютно со всеми заявками; сейчас мои коллеги, которые занимаются инвестиционной деятельностью, ее анализируют, поэтому, я думаю, скоро они приедут сюда смотреть на месте.
- Скажите, что было самым трудным при вашем переходе, переезде в Москву? Внутренние барьеры, что-то еще?
- Наверное, все-таки расставание с родителями. Мы переехали туда очень большим «коллективом»: моя семья, мои дети, моя племянница поступила во ВГИК, то есть у нас сразу «снялось» две трети семьи. Это, наверное, было самым тяжелым. А в Москве все было нормально.
- Вы поддерживаете сейчас отношения с Борисом Алексеевичем Виноградовым?
- Конечно.
- Чем он занимается?
- Борис Алексеевич преподает в Бауманском университете, в октябре он прошел по конкурсу на должность профессора еще на пять лет. Насколько я знаю, сейчас он пишет, помогает нашему министерству промышленности в подготовке программы формирования системы обучения для оборонной промышленности. С кадрами в оборонной промышленности так же тяжело, как и в нанотехнологиях.
- То есть вы там тоже коллеги?
- Да, обмениваемся информацией, потому что нанотехнологии, конечно, затрагивают в том числе и оборонные отрасли.
- Каким вы оставили АмГУ?
- Вуз я оставил успешно прошедшим аттестацию. Несмотря на то, что у нас в октябре прошлого года было почти 20 проверок; наверное, все правоохранительные органы, кроме ФСБ, нас проверяли, в это же время шла аттестация. Тем не менее, мы всё успешно прошли, кроме одной проблемы, которая стала формальным поводом: система автоматического пожаротушения.
- Вы следите за тем, как вуз живет сейчас?
- Например, за «Простыми вопросами» я имею возможность следить по Интернету. А за жизнью вуза очень тяжело. Хотя с некоторыми коллегами мы на постоянной связи. Некоторые разделы деятельности вуза я знаю, а в общем картину не знаю.
- Что-то можете сказать, оценить, или нет?
- Нет, я не хочу оценивать, нет.
- Как у вас обстоят дела с партийной карьерой, с карьерой в СПС, теперь новой партии? Теперь СПС нет, есть другая демократическая партия. Вы член партии?
- С новой демократической партией у меня ничего нет. Я остался членом СПС. В прошедшую субботу партия прекратила свое существование. Теперь я беспартийный.
- Большое спасибо за интервью. Я желаю вам успеха в вашей новой работе.
Сегодня у меня в гостях был заместитель директора Российской корпорации нанотехнологий Андрей Плутенко.
Источник новости: http://www.amur.info/easy/2008/11/20/1171.html
Бригады направили на устранение повреждений оптоволокна