Ведущий — Александр Ярошенко:
Добрый вечер! Амурский лес открывает свои новые тайны, и уже открытым текстом тайга-матушка говорит о том, что с её охраной дела в Приамурье обстоят неважно. Сегодня гость нашей студии Владимир Мормоль, который 24 года отработал охотоведом в Константиновском районе.
- Владимир Михайлович, здравствуйте!
- Здравствуйте!
- Что вас привело к нам в студию и как сегодня обстоит ситуация с охраной амурского леса?
- После стольких лет, отданных охране охотугодий Константиновского района, я возмущён тем, что сейчас охрана, можно сказать, осуществляется на одну треть. Приведу пример: 27 апреля 2013 года состоялось открытие сезона охоты, в районе села Новопетровка, где расположена охранная зона (ранее называлась Госохотфонд) с разрешёнными для охоты местами, а рядом – напротив – Амурский заказник. На утренней зорьке началась канонада – стрельба по гусям.
- Охота в заказнике была запрещена?
- Охота в заказниках везде запрещена.
- Вы услышали канонаду, что стали делать дальше?
- Беру телефон и звоню первому заместителю начальника.
- Амурского охотуправления.
- Да, охраны животного мира – Ивану Леонидовичу Болотскому. Он сказал, что сейчас быстро примет меры. Спросил, где, я ему ответил. Стрельба как продолжалась, так и продолжалась. Мы там были около часа, с Амура гусь не шёл через тот участок, где мы находились. Допустим, кто-то может сказать, что гусь шёл с Амура, где охота разрешена. Нет, на этом участке с Амура гусь не шёл.
- Охотуправление как-то отреагировало на ваш сигнал?
- Никак не отреагировало, стрельба продолжалась беспрерывно в течение часа. Мы по бугру пришли поближе к заказнику, видели в бинокль как падали гуси, ходили люди. 28 апреля я поехал в райцентр – в Константиновку, отправил по факсу бумагу на имя Ивана Владимировича Ряжских. Как положено всё объяснил, чтобы приняли срочно меры хотя бы на следующий день. Ответ пришёл только через месяц.
- И что вам ответил начальник Амурского охотуправления Иван Ряжских?
- На бумаге за его подписью был ответ, что сигнал Болотскому Ивану Леонидовичу от меня поступил, в то время группа находилась между сёлами Войково и Новопетровка, и эта ориентация им бы всё равно ничего не дала. Вот, если бы они находились в Новопетровке, тогда другое дело. Давать ответ через месяц – там можно не то что гильзы пособирать, а сменить землю и посадить деревья.
- Уже гусиного пуха там не нашли.
- Да, конечно.
- Я ознакомлен с информацией прокуратуры Михайловского района, что в феврале этого года нашли 18 шкур убитой косули.
- Да.
- Прокуратура это подтверждает, охота в феврале на косулю запрещена. Виновных опять нет?
- Всё правильно. Сейчас, честно говоря, служба охотнадзора составляет в основном протоколы на нарушителей – рыбаков с формулировкой: «Постановка орудий лова в местах обитания околоводных животных». Любому понятно, что это рыбаки рыбачили, а они выставляют эту статью.
- Ловят рыбу мелкую.
- Да, а где под носом творятся чудеса… У того же Узленко Константина Александровича, который руководит двумя районами, дорожники обнаружили 18 шкур косули, сигнал поступил. И получается что?
- Крайних нет.
- Крайних нет.
- Был замечательный советский лозунг – кадры решают всё. Сегодня у вас есть егерь Константиновского охотхозяйства Николай Морозов.
- Да.
- Я читал решение Константиновского районного суда от 2006 года, в котором чётко сказано, что егерь Морозов был уличён в незаконной охоте в нетрезвом виде. Есть решение суда, именем России сказано, что он браконьер, а сегодня он работает егерем. Почему так?
- Он был задержан мной совместно с сотрудниками УВД области, у него было оружие.
- Это всё понятно, суд уже признал его виновным. Мне интересно ваше мнение, почему люди, которых суд официально назвал браконьерами, сегодня стоят на охране природы? Они имеют на это моральное право?
- Я хочу задать этот вопрос Сергею Колищуку.
- Кто это?
- Руководитель областного общества охотников и рыболовов, но это раньше так называлось, сейчас точно не скажу, длинное название.
- Понятно.
- Задаю ему прямой вопрос: до каких пор признанный двумя судами браконьер будет руководить районным обществом охотников и рыболовов?
- Кто сегодня руководит заказником в Константиновском районе?
- В Новопетровке с 2012 года руководит бывший браконьер, я его задерживал, со мной были два свидетеля. Журнал регистрации охотнарушений у меня целый, прошнурован, пронумерован, скреплён печатями охотуправления и подписью Владимира Васильевича Телкова, начальника охраны охотуправления.
- Кто он?
- Пендюр Андрей Александрович. Прежде чем его ставить, руководству департамента заказника надо было хотя бы поинтересоваться, задерживался ли он?
- Это проблемы, которые лежат на поверхности, их нельзя не видеть, но никто их не решает годами. Откуда такой цинизм к обществу, охране природы у тех, кто за это получает деньги? Они как бы это не видят и игнорируют. Почему раньше такого не было, а сегодня цветёт махровым цветом? Как вы считаете?
- Раньше люди относились к природе лучше и переживали за неё, даже руководители хозяйств. Например, Иван Игнатьевич Багров, который всегда делал подкормку.
- Легендарный председатель, Герой Социалистического Труда.
- Да. Всегда шёл навстречу службе охотнадзора, севооборот соблюдал, знал, что в заказнике гуси и журавли, им надо корм. Вовремя подсевал зерновые, менял – где сою, где зерно. А когда не стало, то и бесполезно стало обращаться.
- Вы сами когда-нибудь были уличены в браконьерстве? А то скажут, сидит тут Мормоль, правдолюбец, 25 лет в тайге отработал. Был такой случай?
- Не был.
- Никогда?
- Я сам член охотобщества рыболовов с 1966 года. Работал охотоведом, всегда документы, – охотиться некогда было. Пошёл на пенсию – точно так же, беру бумаги, путёвки.
- Знаю, что ваш отец Михаил Мормоль много лет руководил колхозом «Родина» в Константиновском районе. Он был уникальный человек, кормил журавлей с ладони.
- Да.
- Вы даже написали стихотворение по этому поводу. Прочтите, пожалуйста.
- Был такой случай. Когда увидел журавлей над могилой, на ум пришло стихотворение.
- Журавли над могилой отца?
- Да, кружились те журавли, которых он вскормил.
И над могилой председателя, чуть не касаясь крыльями деревьев,
Курлыкая, кружили в прощальном крике журавли.
Пусть люди живут долго, но, дай Бог, чтоб и над их могилами кружились так же журавли.
- И над их домами.
- И над их домами. Чтобы руководители относились к природе так же, как относился мой отец.
- Спасибо большое.
- Спасибо.
Это были «Простые вопросы» для неравнодушного человека Владимира Мормоля. Мы пытались найти ответ на очень простой вопрос: есть ли хозяин у амурской тайги? Всем добра и здоровья, до свидания и живите, пожалуйста, долго.
Источник новости: http://www.amur.info/simple/2014/03/20/3499.html
Люди не пострадали