Ведущий — Александр Ярошенко:
Добрый вечер! В Приамурье создано новое ведомство – министерство лесного хозяйства и пожарной безопасности. На дворе весна, а значит, увы, и лесные пожары неизбежны. Сегодня гость нашей студии Евгений Кутуков, исполняющий обязанности начальника управления лесного хозяйства.
- Здравствуйте, Евгений Викторович!
- Здравствуйте!
- На ваш взгляд, чем вызвано создание нового министерства, и чем оно будет отличаться от структур «предшественников»?
- Мне трудно и не в моей компетенции отвечать на такие вопросы.
- Ваше мнение какое?
- Объединение системы лесного хозяйства и областной противопожарной аварийно-спасательной службы вызвано желанием консолидировать управление в едином кулаке в преддверие открытия пожароопасного сезона всей нашей лесопожарной группировки.
- Штат министерства, налогоплательщику не лишнее знать, бюджет вновь образованной структуры дорогое удовольствие?
- Трудно сказать, сейчас идут процедуры согласования структуры: одно министерство упразднено, наше управление наделено функциями.
- Вас больше не станет?
- Нас больше не станет, мы остаёмся в том же количестве.
- Тёплая весна, тревожный прогноз по лесным пожарам. Ваша оценка ситуации?
- В этом году погодные условия действительно аномальные. Если сравнивать, то в прошлом году такая погода была в конце апреля, пожары начались после 20 апреля. В этом году произошёл резкий скачок положительных температур, очень рано перешли через отметку в 0 градусов, соответственно был ранний сход снежного покрова, который на сегодняшний день остался только в северной части области, за линией БАМа, в предгорьях. В соответствии с этим были спланированы определённые мероприятия. В настоящий момент можно считать, что субъект к пожароопасному сезону готов. За последние два дня зарегистрированы и ликвидированы 8 лесных пожаров. С начала марта 59 термоточек – по нашей системе, больше 200 – по системе «КАСКАД» – это смежная система главного управления МЧС России.
- Вы так ответственно сказали, что субъект готов к пожарам. Что значит – готов?
- Подготовка к пожароопасному сезону включает в себя комплекс мероприятий. В первую очередь, нормативно-правовое регулирование. Подготовлены соответствующие постановления губернатора и правительства области, предписывающие определённые меры, которые принимаются как в лесах, так и в населённых пунктах.
- Постановления пишут, а избы так и горят. Наверное, не это главное.
- Комплекс мероприятий утверждается в соответствии с постановлениями, в соответствии с которыми потом проводятся определённые работы.
- Чем мы «вооружены» на борьбу с пожарами? Техника, людские ресурсы… Сколько денег выделено на эти цели?
- Лесопожарная группировка включает 151 оперативную группу, это около 890 человек: лесная охрана, подразделение парашютно-десантной пожарной службы.
- Сколько парашютистов-десантников?
- Десять групп парашютно-пожарной службы – это 50 человек, 42 человека – десантно-пожарная служба, 282 человека – подразделение лесной охраны (лесничие), больше тридцати групп входят в состав областной пожарной службы, которые делятся на пожарные подразделения и аварийно-спасательные подразделения – наши спасатели. Плюс ко всему в лесопожарную группировку входят 17 групп, что составляет федеральную группировку: федеральные пожарные и федеральные спасатели.
- Технически вооружены?
- Технически вооружены благодаря пристальному вниманию правительства, в первую очередь, губернатора. За последние три года серьёзно обновлён парк техники. Сейчас у нас на вооружении, помимо пожаров мы используем технику и в других чрезвычайных ситуациях, например, наводнение, – начиная от тяжёлой бульдозерной техники, специализированной техники – автопожарные цистерны, которые приспособлены для движения по лесу; вездеходная техника, как гусеничная, так и колёсная; техника высокой проходимости – автомобили ГАЗ, УАЗ.
- Что с авиацией?
- Если говорить о России, то у нас одна из пяти авиабаз, которая обладает собственным авиационным отрядом, собственными воздушными бортами – у нас 11 самолётов Ан-2 и 5 вертолётов Ми-8.
- В России всего 5 таких авиабаз?
- На Дальнем Востоке она одна, нам удалось сохранить свою авиабазу.
- А Тыгда горит и горит при таком вооружении.
- Тыгда – населённый пункт.
- Тем более. Ответственность за незаконные отжиги и прочее «баловство с огнём» в лесу? Какой она должна быть, на ваш взгляд?
- Отжиги – профилактические контролируемые выжигания. Данные выжигания существуют в государственном лесном фонде, которые проводят наши специализированные подразделения (11 специализированных лесхозов и авиабаза). Данная мера профилактики регламентирована госзаданием, одна из превентивных мер.
- Госзадание по отжигам.
- Обязательно. Это одна из превентивных мер, которая не позволяет огню распространяться на огромные площади, и как одна из мер подготовки населённых пунктов к противопожарному сезону. Отжиги – это противопожарное обустройство населённых пунктов, но они проводятся, когда нет других способов.
- Крайний вариант.
- Например, невозможно опахать околицу, невозможно обкосить. Крайний вариант. Отжиги называются контролируемыми выжиганиями, потому что они обязательно производятся под контролем. В понятии обывателя – это подпалили поле, и пусть оно горит.
- Подпалили – и убежали.
- Так и получается.
- Какая ответственность за незаконные отжиги?
- В соответствии с Кодексом об административных правонарушениях, нарушениями правил противопожарной безопасности в лесах, для физических лиц наказание составит до 2 000 рублей, в условиях особого режима, когда ограничивается пребывание людей в лесах, штраф увеличивается в два раза.
- 4 тысячи рублей.
- Да.
- По-моему, насмешка над лесом и над обществом.
- Трудно говорить. Штраф можно увеличивать до бесконечности, но вопрос в том, может ли человек его заплатить. В прошлом году было порядка 4 миллионов штрафов.
- Не может заплатить – пусть идёт на общественные работы и улицы подметает или ещё что-то делает. Законодательно надо пересмотреть алгоритм наказания.
- Придерживаюсь того же мнения, когда человек ощутит, сколько это стоит, прочувствует на себе, что такое вырастить лес, только тогда уже будет думать.
- Пусть два года сажает лес.
- Тоже как одна из мер.
- Сколько лесников следит за порядком в амурской тайге?
- В настоящее время на территории области лесными инспекторами являются больше 250 человек.
- Этого достаточно?
- Нет. Учитывая наши огромные территории – 3,5 миллиона гектаров – только государственного лесного фонда.
- Космос. Сколько должно работать человек при таком раскладе?
- Сложно сказать.
- В разы больше.
- Возможно.
- Сколько составляет средняя зарплата лесника?
- Зарплата инспекторского, инженерного состава – лесничих, участковых – не меньше 25 тысяч рублей. По статистическим данным, отчётным данным, в лесхозах Амурской области – учреждениях, которые непосредственно осуществляют проведение всего комплекса лесохозяйственных, противопожарных работ, зарплата не ниже 21 тысячи рублей.
- Негусто для тайги.
- Негусто, но намного лучше, чем было раньше.
- Если сравнивать с 1913 годом, то, наверное, вообще хорошо.
- (смеётся)
- Что надо сделать, чтобы пожаров было меньше?
- Учитывая, что не менее 80 % ежегодно возникает по вине человека… Природный фактор не превышает 10 %.
- Совестить, по-моему, бесполезно, всё мимо сада городского, надо какой-то более действенный рычаг.
- Надо запомнить одну простую истину: очень многие виновники пожаров всегда говорят такую фразу: «Дед палил, отец палил, и я палить буду». Если вот он задумается, что спустя годы внук его спросит: «Дед, а где лес?» Леса-то и нет, потому что и дед, и три предшестующих поколения его палили. Пока это в голове не осядет…
- Воспитывать надо нас.
Это были «Простые вопросы» для Евгения Кутукова, исполняющего обязанности начальника управления лесного хозяйства. Мы говорили о пожарной безопасности, тайге и людях. Всем добра и здоровья, берегите себя и берегите тайгу.
Источник новости: http://www.amur.info/simple/2014/03/28/3509.html
Люди не пострадали