Ведущий — Александр Ярошенко:
Добрый вечер! В Приамурье очень сложная пожароопасная обстановка, и у нас введён режим чрезвычайной ситуации. Сегодня гость нашей студии начальник главного управления МЧС России по Амурской области Матвей Гибадулин.
- Матвей Галиевич, здравствуйте!
- Добрый вечер, Александр!
- Какова сегодня пожароопасная обстановка в регионе?
- Пожароопасная обстановка в регионе очень сложная. Вы сами видите, какие погодные условия, на сегодня температуру обещают +26 градусов. Практически по всей области установлен 4 класс пожарной опасности.
- Это самый высокий класс?
- Нет, 5 класс самый высокий. Исключение на сегодня составляет Тындинский район – там 3 класс пожарной опасности, но уже подбирается к 4-му. Сухая трава осталась с прошлого года, отжиги мы не проводили, потому что не позволили погодные условия. В этом году снег сошёл рано, его было мало.
- Сколько термоточек зарегистрировано сегодня?
- На сегодняшнее утро зафиксировано 104 термоточки.
- Это много?
- Не так много, если распределить по всей территории Амурской области, но у нас есть районы – Архаринский, Благовещенский, Бурейский, Ивановский, Тамбовский.
- Где горит хорошо.
- В основном горят поля, болота. Серьёзных лесных пожаров пока нет.
- В пятистах метрах от нас находится провинция Хэйлунцзян, количество проживающих там в 5 раз превышает численность населения Дальнего Востока, практически ничего не горит. Почему так происходит, на ваш взгляд?
- Я бы не сказал, что у них ничего не горит.
- Так, как у нас, нет.
- У них проводятся свои мероприятия, своя лесоохрана, и доступ в леса тоже ограничен.
- Законодательные меры более жёсткие?
- Наверное.
- Сколько сил и средств брошено на борьбу с амурскими пожарами?
- Общая ЧС-группировка составляет 17 тысяч человек, но реально задействовано в тушении пожаров порядка 2,5-3 тысячи человек.
- Этого мало, много, достаточно?
- Пока сил и средств достаточно.
- Штат амурского МЧС велик?
- Штат амурского МЧС – федеральной противопожарной группировки – где-то 1,5 тысячи человек, и противопожарной группировки субъекта – 1 300 человек, в общей сложности – 2 800.
- Штат укомплектован полностью?
- Укомплектован полностью.
- Давайте посмотрим видеосюжет, который привезли наши журналисты с одного из районов Приамурья.
Корреспондент: - В Новом один на шесть сёл пожарный пост и единственный пожарный автомобиль 89 года выпуска.
Начальник пожарного поста: - Вот, подумайте, если идёт фронт в 5-6 километров шириной, и вот этой машиной что мы сможем сделать?
Корреспондент: - Недавно штат сократили на треть, на посту осталось 4 водителя, начальник и двое пожарных.
Начальник пожарного поста: - То у нас те силы и средства, которые есть, хотелось бы больше.
- Вот, сюжет из села Новое Белогорского района. Таких сёл, думаю, в регионе немало. Что вы скажете?
- Пожарные посты, которые содержит Амурская область, они малочисленны, но правительство Амурской области проводит большую работу – изыскивает средства для оснащения, обучения личного состава. Наверное, в этом году откроют 5 дополнительных постов. По увеличению численности штата вопросы тоже решаются, пока стоит вопрос с финансированием. Думаю, в этом году он сдвинется и будет решён положительно.
- Рядом с Новым находится село Мостовое.
- Я вырос в этой деревне.
- Тем более. Лет пять назад там сгорели, по-моему, 12 человек.
- 5 человек.
- В том числе и маленькие дети. Прошло 5 лет, сил как не было, так их и осталось не много.
- Их тогда вообще не было, а сейчас стоит пожарный пост.
- Ещё одна ахиллесова пята – так называемые добровольные пожарные дружины. Недавняя трагедия в Завитинске, где в огне пострадали 9 человек, двое из которых уже скончались, обнажила эту проблему. Вы считаете, что действительно большая проблема, в том, что многие дружины сегодня неподготовленные?
- Основная масса добровольцев подготовлена. Они все внесены в списки, с ними проводят обучение. Данный случай пока без комментариев, там проводится расследование, разбираются, откуда взялись добровольцы.
- Кто должен готовить? На мой взгляд, всё должно быть централизованно и этим должны заниматься профессионалы.
- У нас есть учебно-методический пункт плюс специализированные пожарные подразделения. Приезжают, проводят обучение добровольцев на территории.
- В том же Завитинске победителем муниципальных конкурсов является местный лесхоз, в арсенале которого УАЗик «таблетка», ещё какая-то машина-кляча и ранцевый огнетушитель. Они победили в конкурсе. Думаю, это о многом говорит. Подавляющее число пожаров – рукотворные. Народ жжёт, горим династиями: дед поджигал, отец поджигает, и я буду поджигать. На ваш взгляд, законодательно это как-то нужно ужесточить или достаточно того, что есть?
- Ужесточается. Губернатор Амурской области Олег Николаевич Кожемяко жёстко поставил этот вопрос, сейчас он прорабатывается. С прошлой недели наши мобильные группы пошли работать с фермерами, арендаторами. Выписывают предписания, наказывают арендаторов земель за нарушение пожарной безопасности.
- Какое сегодня существует наказание? Например, я поджёг поле, огород, соседа.
- Штраф для физического лица составляет до 4 тысяч рублей, для должностных – от 15 до 30 тысяч, для юридических лиц – до 250 тысяч рублей.
- В масштабах трагедии, которая случается, это недостаточное наказание. Человеческие жизни горят.
- Человеческие жизни, тратятся средства, применяем авиацию МЧС России, это в копеечку обходится.
- Нашим законодателям пора ужесточать законы.
- И законодателям ужесточить, и население воспитывать надо, как себя вести, как действовать, потому что думают только о себе.
- Пусть простит меня аудитория, но в воспитание в России я верю меньше, чем в кнут. Ментальность у нас такая.
- Мы выросли с кнутом, но политика кнута и пряника тоже должна быть.
- Два года назад практически полностью сгорел посёлок Тыгда. Накануне, по-моему, МЧС проводило какие-то учения, но ничего не помогло. Какие-то выводы были сделаны за эти два года? Какой урок вы для себя извлекли из той беды?
- Тогда не уделили внимание вопросу контролируемых и неконтролируемых отжигов. Все поджигают, все жгут. Что пал шёл рядом с деревней, как-то, может быть, ушло из внимания. И внезапно поднялся шквалистый ветер, практически ничего нельзя было сделать. Буквально за каких-то 40 минут полдеревни не стало. Выводы, конечно, сделали. Мониторинг, анализ провели, чтобы не допустить подобных случаев. Сейчас в пожароопасный период основной упор делается на окарауливание населённых пунктов, чтобы лесные пожары не пришли в деревни и не пострадал личный состав, население Амурской области, не сгорели дома. Это опять же большие затраты, проблемы. Мы ещё не вышли из прошлого года по решению вопросов расселения, переселения нашего населения и так далее. Поэтому сейчас одна из основных задач – окарауливание населённых пунктов.
- В народе говорят, что спалённое долго пахнет. С этим не поспоришь. На мой взгляд, 30 лет назад, когда всё пахалось, мычало, телилось и сеялось в наших деревнях, мы так не горели. Максимум пацаны подожгут сеновал. Сегодня горим деревнями, династиями, районами. По-моему, брошенная земля так просто мстит. Вы согласны?
- Может быть.
- Проблема высвечивается в экономической, социальной плоскости, что, видимо, первично.
- Да.
Это были «Простые вопросы» для начальника главного управления МЧС России по Амурской области Матвея Гибадулина. Мы говорили о пожарах и людях. Берегите себя и помните, что когда-то Москва сгорела от копеечной свечки. До свидания!
Источник новости: http://www.amur.info/simple/2014/04/23/3543.html
Люди не пострадали