Праздник 35-летия Байкало-Амурской магистрали, который прошел в Тынде в минувшие выходные, для многих бамовцев стал поводом вспомнить прошлое. Магистраль строила вся страна – на БАМ съезжалась молодежь со всех концов Советского Союза. С запада на восток тянулась нить железной дороги, в глухой тайге возводили многоэтажные города.
За годы, прошедшие с начала «стройки века», на БАМе появились целые династии строителей. Жизнь покорителей тайги, о которых в 70-е слагали песни, не назовешь легкой. Но у них есть о чем вспомнить – в их молодости было место романтике и подвигу. Партия сказала «надо» – комсомол ответил «есть!». На БАМ кто-то ехал за туманом и запахом тайги, кого-то прельщала высокая зарплата. Но всё-таки романтиков и добровольцев было больше – на строительство магистрали ехали парни и девушки, верившие в то, что вместе они делают для страны очень важное и нужное дело.
Один из многих строителей Байкало-Амурской магистрали, теперь уже ветеран Владимир Онищенко, с удовольствием вспоминает молодость: «На западном участке БАМа тогда только началась рубка просеки. Первые впечатления – Братская ГЭС, о которой мы много слышали. Реку Лену мы изучали на географии. Тайга подарила нам незабываемые впечатления». Сейчас Владимир Михайлович – ветеран БАМа.
Бамовский драматург и поэт Иван Шестак 35 лет назад связал свою жизнь с магистралью. В 1974 году он возглавил газету, в которой освещались события стройки. Иван Михайлович написал несколько книг о БАМе.
Бывший бригадир комсомольско-молодежной бригады БАМа Александр Бондарь прошел закалку 40-градусным морозом и невыносимой таежной мошкарой. Уроки, которые преподносила ему жизнь во время работы на БАМе, он запомнил навсегда. Медали и грамоты не заменят то, что каждый бамовец пережил во время стройки, считает Бондарь. «Я не думаю, что те, кто проработал на БАМе даже два-три года, когда-либо о нем забудут. БАМ оставляет неизгладимый след в памяти человека. Пока будет жить хотя бы один из бамовцев, будет жить и БАМ», – говорит строитель.
Эти люди строили не просто железную дорогу, они строили целое поколение. Оттого очень обидно было строителям магистрали читать в газетах о том, что «БАМ – дорога в никуда». Магистраль пережила расцвет, пережила и упадок. Тайга хранит в своих недрах множество богатств, и дорога, строительству которой посвящено столько стихов и песен, еще послужит людям.