– В селе Марково Благовещенского района местным жителям, по их словам, отказали в компенсации, потому что якобы подтопление произошло грунтовыми водами. Так им сказали власти. Мы сегодня поговорим с человеком, который живет в Благовещенске, имеет частный дом. И примерно похожая ситуация. Но хочется узнать из первых уст, как происходит сбор документов, что нужно знать людям, чтобы подавать заявление на компенсацию. Сегодня в студии Ольга Супрунович – жительница улицы Железнодорожная, 16/7.
– Здравствуйте.
– Добрый день.
– У вас частный дом?
– Верно.
– Деревянный, каменный?
– У нас деревянный дом, расположенный по улице Железнодорожная, 16/7.
– Это низкая улица?
– Я не скажу, что она низкая. Были произведены отсыпки. Но дом сам уже не первого качества. Он у нас старенький.
– Наводнение 2013 года вы не застали?
– Не застали, так как приобрели в 2015 году дом.
– Последствий каких-то в этом доме вы не увидели?
– Внешние последствия мы не увидели. Были какие-то предпосылки – влажный подпол, где-то плесень. В старых домах это в основном присутствует. Но дом жилой, качественный, жить можно.
– Как произошло подтопление?
– 25-го в ночь шел сильный ливневый дождь. Утром мы обнаружили, что подпол полностью затоплен водой под самую крышку.
– Вы не ожидали?
– Да.
– А как вы узнали? Проверили?
– Нет. Мы просто стали ходить по полу, слышится шум воды, плеск. Я начинаю звонить в службу спасения. Нам приходило смс-сообщение от МЧС, что будут ливневые дожди, звоните в службу «101». Мы позвонили, предупредили, что у нас критический уровень. Говорят, ждите машину. Мы в этот момент на час отлучаемся от дома, там остается ребенок. Воды в доме не было в 8 утра. В полдесятого нам сообщение от дочки, что вода пошла в дом. Мы приезжаем – на сантиметров 10 пол залит полностью водой. По щиколотку мы были в воде.
– Мебель пострадала?
– Я не скажу, что она сильно пострадала. Высушить можно. Но пострадали перекрытия – это гипсокартонные стены. Снизу влага пошла наверх. Пострадал полностью пол, перекрытия, лаги. Это все нужно менять.
– Служба МЧС как помогла?
– Далее нас перенаправили с этим звонком в Москву. Москва перенаправила сюда, в Амурскую область, в штаб. Нас зарегистрировали, дали номер, с которым мы обращались в соцзащиту. И приехала служба МЧС. Спасибо им большое, конечно, они прибыли буквально минут через 20. Но машин на данный момент не было свободных. Ситуация была критическая. У многих людей вода поднялась до окон. Нам еще повезло. Приезжают машины с шлангами, откачивают воду в близлежащий водоем. У нас это какие-то болотистые места, ямы, канавы, сливы. Они не забирают воду и не увозят далеко от нас.
– Это система сообщающихся сосудов.
– Конечно. Они откачали, а у нас буквально к вечеру заполнился подпол так же водой. Но уже не такой критический уровень. Мы за этим уже следим. Смысл этой откачки в том, чтобы спасти просто свое имущество на данный момент. А вода осталась на том же уровне, она до сих пор в доме стоит.
– Что сейчас в доме?
– Мокрые полы, мокрые стены. Сейчас погода позволяет – мы с помощью окон все это просушиваем. Естественно, мебель мы подняли повыше, ковры, ламинат. Нам это все придется убирать. Мы подождем пока соцзащиту, чтобы они проверили, посмотрели факт затопления, что это действительно у нас повреждено, мы все это будем убирать.
– Самая главная задача нашей программы – скажите, что нужно делать в этом случае, чтобы потом подтвердить право на компенсацию. Вы же будете обращаться.
– Мы будем обращаться. Документы уже сданы на рассмотрение. В первую очередь это, конечно, звонок в МЧС о фиксации происшествия. Они фиксируют, по нашему звонку выезжает группа, чтобы зафиксировать. Они должны приехать, сделать фото- и видеосъемку. Пока они едут – делайте сами фото- и видеосъемку. На телефоны, на какие-то гаджеты. Либо пригласите соседей, чтобы они в устной форме подтвердили, что факт есть, ущерб нанесен.
– Вода же может и уйти потом.
– Да, с участка вода у нас ушла. Осталась кащицеобразная форма в огороде. А все остальное стоит в доме.
– А МЧС тоже приезжает?
– Конечно, они приезжают, фотографируют, делают видеосъемку.
– Это они сделали по вашему участку?
– Они сделали уже после нас. В первую очередь, пока я ждала эти 20-30 минут, я делала сама. Потому что я знаю, по радио, по телевидению передают о том, что надо фиксировать самим, не ждать никого. Чтобы вы могли дальше, возможно, в страховую, кто у кого застрахован.
– У вас дом застрахован?
– Застрахован. У нас дом в ипотеке. Мы обязаны страховать дом и землю. Мы будем обращаться в страховую компанию.
– Интересно, там такой случай. Грунтовые воды – и все.
– Нет, там мы можем доказать, что это не грунтовые воды. Это факт опасного явления. Еще в Гидрометцентре нашем выдаются дополнительные справки о том, что действительно в нашем районе происходит опасное явление. Которое подходит под статью страхования «ОВ» - «опасного явления» и «ЧС» – «чрезвычайной ситуации». Мы обратились, нам не отказали. Там в порядке очереди, потому что у людей застрахованы дома, имущество. У кого-то машины пострадали в гараже. Мы собрали все документы. Это и свидетельство о рождении всех проживающих, паспорта, СНИЛС. Все документы, которые подтверждают наше проживание в данном доме. Далее мы все это относим в соцзащиту. И на данный момент документы сданы. Но комиссия должна работать после 2-3 суток, пока не рассмотрят весь этот пакет документов. На следующей неделе к нам должны прийти эксперты. Я думаю, далее нам должны будут выдать акт осмотра, который мы также прилагаем, чтобы обратиться в страховую компанию.
– Вы такой человек, я так думаю, работаете с документами, с компьютером, с интернетом. Подкованы.
– Я работаю в БГПУ.
– А люди, которые в селах, бабушки, которые вообще ничего не знают… Откуда вы все это узнали?
– Вы знаете, это средства массовой информации, газеты, те же смс-сообщения. Это штаб МЧС московский, которые мне объяснили, куда мне нужно обратиться, чтобы собрать документы. А вот с бабушками, с пожилыми людьми, это очень тяжело. Люди чего-то не услышали по телефону, где-то не дописали. Мало ли какие есть проблемы со здоровьем человека. Я считаю, что нужно упростить немного эти шаги по сбору документов.
– Что бы вы предложили?
– В первую очередь, если происходят такие виды подтопления (это же не первый раз), чтобы как-то отслеживали те же соцработники, те же службы, возможно, Пенсионный фонд – у них же есть какие-то люди, которые работают с пожилыми людьми.
– Что отслеживать?
– Какое у них состояние. У нас же, в основном, это весна, лето, осень. Правильно? Это сезонные явления.
– Вы говорите о том, что люди, которые пострадали, но при этом они не обращаются.
– Есть такие люди! Это наши соседи. Вы не поверите, у них до сих пор стоит вода! Мы откачали, а к ним, не знаю, вызывали они или нет, но не приходил никто.
– А почему они не обращаются?
– Я так понимаю, что они знают, уже сталкивались в 2013 году, что им нужно для этого. И у них просто опускаются руки. Я не знаю, выплатили ли им тогда компенсацию. Я не интересовалась. Но когда мы подходили и спрашивали, почему они сидят дома – «вы знаете, вам нужно – вы и собирайте документы. А нам и так хорошо».
– Или уже сил нет.
– Или сил нет, потому что люди уже действительно в возрасте.
– Участок ваш, получается, в низком районе. Почему топит-то? Не первый же раз.
– Я считаю, что коммунальные системы не то, что недостаточно развиты – их там нет. Там нет ливневок, нет водоотведения, нет ничего, чтобы вода хотя бы частично уходила. Вся вода, скапливается в лужах, в каких-то канавах, которые копаем мы сами, чтобы вода отошла от дома. Они просто переполняются и все эти грязные воды куда идут? Туда, где ниже. Это подпол, это дом, который расположен ниже уровня дороги.
– Вы выясняли, коммунальные службы могут это сделать?
– Они говорят, что это частный сектор.
– Ваша собственность – вы и делайте.
– Это ваша частная собственность, так что, пожалуйста, будьте добры, сделайте, как вам удобно. А если все в частном секторе начнут делать так, как удобно, то все мы будем отсыпаться, все будем подниматься выше. И в итоге будут страдать люди, которые живут в самом низу.
– У которых нет средств.
– Конечно. Они будут сильно страдать. Честно.
– Спасибо большое. Мы сегодня услышали из первых уст, как происходит сбор документов, куда обращаться. Понятно, что обращаться нужно сначала в службу «101». Там дадут все комментарии, которые нужны по сбору документов, по службам. Тем более, что действует и «горячая линия» в разных службах. И мы, средства массовой информации, разъясняем. В любом случае, есть люди, которые прошли этот путь. И сегодня у нас Ольга Супрунович была в студии. Жительница Благовещенска. Казалось бы, город на высоком месте, но такие случаи есть. Спасибо большое за опыт, за памятку. Спасибо вам, что нас смотрели. Я вам желаю удачи.
– Спасибо вам, что пригласили
Источник новости: http://www.amur.info/simple/2018/07/27/9040
Планируется 11 рейсов