– В Михайловском районе убит третий волк с признаками бешенства. Что происходит в этой территории, какие меры предпринимаются для борьбы с этим заболеванием, и самое главное об охране людей поговорим с руководителем сектора сельского хозяйства администрации Михайловского района. Дмитрий Васильевич Мозговой в студии. Здравствуйте.
– Здравствуйте.
– 26 марта третье животное уже убито. Животное опасное, агрессивное. Люди напуганы, инфекция распространяется. Есть ли паника в районе?
– Да, действительно среди населения паника есть, но она небольшая, она преждевременная. Два случая, которые у нас были до этого, действительно факт подтвердился. На сегодняшний день в третьем случае волк действительно убит. Биоматериал отобран, направлен в лабораторию, решения пока никакого нет, то есть, результатов анализов. Но по признакам, да, действительно возможно, что он будет бешеный.
– А по чему это определили?
– Характерно, когда, так сказать, по его следам шли... Дело в том, что он был замечен еще 25 числа. Он был недалеко от поселка, и он убежал, но он на месте, где он жил, он там грыз то канистры, то...
– Не характерное для животного хищного поведение.
– Да.
– И поэтому он и в село пришел?
– Да, здоровое животное в принципе в село не должно идти.
– А люди что говорят? Тут, наверное, такие бывает истории рождаются.
– Да, на сегодняшний день у нас интернет основным источником информации является.
– Да, потому что первая информация пришла, что погрыз коров, собак...
– По третьему случаю у нас по селу, где был убит волк, действительно на сегодняшний день зафиксировано четыре контактных собаки. Но такой страшной информации, которую пишут, там нет. Еще с прошлого года действовал карантин по бешенству, и все животные, и собаки, и кошки, были провакцинированы. Поэтому опасений таких нет, что они повторно заболеют. Но, тем не менее, они поставлены сейчас на наблюдение. В случае чего они будут повторно также провакцинированы. В течении десяти дней. По поводу коров. Пять коров на сегодняшний день тоже с явными признаками нападения. Там не скажешь. Дело в том, что там непонятно, имеются небольшие...
– То есть они пришли с какими-то ранами, да?
– Да, у коров имеются какие-то рваные небольшие раны. Но там непонятно, либо это было от нападения волка, либо от колючей проволоки.
– Так, а у них, естественно прививок от бешенства нет?
– Почему?
– Есть?
– Они есть, конечно.
– То есть, и домашних, и сельскохозяйственных тоже прививаете?
– Да-да, обязательно. То есть, при необходимости они будут провакцинированны повторно.
– Их на убой не отправят, это все лечится?
– Нет.
– А люди что? Что вы советуете людям? Власти что говорят? Вечерами не ходить, за село не ходить, да?
– Нет, конечно в рамках тех карантинных мероприятий, которые в первую очередь утверждены Постановлением губернатора, прежде всего хотелось бы, чтобы население относилось к этому с полным серьезом. У нас основная проблема, что у нас некоторые люди, несмотря на карантин, продолжают выпас скота. Сейчас это категорически запрещено в принципе. И не допускалось и ранее, потому что есть соответствующие протоколы схода граждан, на которых решался вопрос о выпасе скота.
– Но выпас же зимой не происходит?
– Нет, конечно, запрещено, но...
– Летом. То есть круглый год теперь нельзя пасти?
– Да, круглый год нельзя. А на сегодня люди склоняются к тому, что нам кормить нечем.
– Конечно.
– Это ситуация опасна для всех. Поэтому выпас вообще запрещается.
– А карантин по бешенству в вашем районе давно?
– Да, давно. Но его снимали, к сожалению, на небольшой промежуток времени. То есть, с ноября прошлого года его ввели.
– То есть несколько лет да уже?
– Переходящий с 2018 на 2019 год.
– А что происходит? Почему инфекция распространяется? Почему именно в вашем районе вот так?
– По этому вопросу сказать сложно. Первые случаи у нас были по лисам был зафиксированы. В связи с тем, что их очень много развелось. Люди говорят о том, почему их много развелось, потому что они перестали быть востребованы как материал...
– Как пушнина.
– Да, как пушнина. Она стала не востребована.
– А почему это произошло?
– Я думаю цена закупочная, ее и в принципе сейчас и нет. Я не владею информацией, есть она сейчас или нет, закупочная цена.
– Так они развелись и заболели?
– Да, массовое скопление породило за собой, конечно, заболевания.
– Вылечить их нельзя?
– Которые уже заболели – нет. Они либо как происходило у нас, что они приходят в село...
– И заражают других животных, лис, волков.
– Да. По их следу также идет и волк и также заражается. Но на сегодняшний день прорабатывается вопрос, ждем плюсовых температур для того, чтобы вносить вакцину, добавлять им в дикую фауну с пищей.
– То есть, вы раскладываете корм какой-то в лесу?
– Не мы конкретно, специалисты, которые занимаются. Но ждем плюсовых температур, потому что вакцина при минусовых температурах не действительна.
– Хорошо, вакцину съест и он получит вакцинацию, да?
– В принципе он получит вакцинацию, и у него большая вероятность того, что он не заболеет.
– А насколько действенна эта мера и применялась ли она раньше?
– Беседуя с Управлением ветеринарии нашей Амурской области, что у нас в принципе это первый случай за много лет вспыхнул у нас в области и в нашем районе в частности.
– Волки, лисы, медведь может прийти, вообще любое животное-то по сути?
– Да, может.
– Из соседнего района.
– Но будем надеяться, что медведи к нам не придут, конечно.
– Но ведь границы они такие для нас понятные, а для животных не существует.
– Волков у нас особо не ждали, но они пришли.
– А меры по защите людей какие принимаются сейчас?
– Во-первых, в первую очередь это предупреждение о том, что не ходить поздно вечером. Вакцинироваться преждевременно никто не будет. Вот те люди, которые контактировали в частности по первому случаю у волков, когда четыре человека у нас пострадали, два из них были ранены в голову, что очень опасно.
– Как они себя чувствуют?
– На сегодняшний день они были положены в стационар. Девять дней они пробыли под наблюдением врачей. То есть, они были провакцинированы. На сегодняшний день они находятся дома, чувствуют себя хорошо.
– Там карантин же 21 день инфекционный при таком заболевании?
– Да, их будут наблюдать, но на сегодняшний день в стационаре такой необходимости в принципе не было в госпитализации, но их все равно положили, пролечили, посмотрели за ними. Сегодня они дома, чувствуют себя хорошо, угрозы для их жизни на сегодняшний день нет.
– Вот еще одна вспышка, бруцеллез, была в селе Привольное. Ровно месяц назад пошли сообщения. 43 коровы заразились, и молоко люди пили и дети в том числе. Тогда скот забили, больной?
– Да, при выявлении, когда начали положительные выявляться бруцеллезные коровы, лошади. То есть, в общей сложности у нас было ликвидировано 45 голов крупного рогатого скота, одна лошадь, одна овца, один кот и 22 собаки.
– Что сейчас?
– На сегодняшний день по взятым дополнительно пробам крови сейчас положительных пока нет. В деревне на сегодняшний день нет положительного скота.
– А люди, которые пили молоко? Это ведь не сразу же все узнали?
– Нет, конечно. У всех была взята кровь, исследована, тоже на сегодняшний день положительных нет, их жизни тоже ничего не угрожает. Были даны определенные рекомендации конечно.
– Наблюдать.
– Да, наблюдали их. Они направлены были в область, чтобы здесь уже непосредственно сдали кровь на анализ. Но анализ отрицательный.
– Получаете ли вы помощь какую-то от властей вышестоящих? Какой-то особый контроль? Что сейчас?
– Конечно, контроль идет ежедневный, начиная от ветврача до начальника управления ветеринарии. Он непосредственно сам выезжает туда, проводим беседы, решаем какие-то сопутствующие вопросы как и в реализации мяса, так и в приобретении дополнительного скота. Молодого нового скота для населения.
– А на каких условиях это происходит? Забили тех коров, которые больны были? Как потом люди получают? Взамен или компенсацию?
– Нет, не взамен. Чем отличается у нас бешенство от бруцеллеза? Если при выявлении бешенства у животного производился вынужденный убой и сжигание, отбор биоматериала и сжигание, то с бруцеллезом немножко другая ситуация. Тут допускается мясо отправлять на переработку. Ликвидировали поголовье, и все было проведено в соответствии с санитарно-ветеринарными правилами. Мясо было отправлено на глубокую переработку.
– Лишились кормилицы своей коровы, а как, где покупают? У кого-то в селе?
– Сегодня прорабатывается вопрос с одним из репродукторов нашей Амурской области крупнорогатого скота молочного направления, чтобы предоставить им помощь в приобретении, опять же. Компенсации никакой, к сожалению, не предусмотрено. Но по содействию в приобретении будет прорабатываться вопрос.
– Вернемся к бешенству. Получается, у вас вспышки есть в каких-то определенных селах, да?
– Да.
– Это села, которые рядом расположены друг с другом?
– Нет.
– То есть, это разные места, миграция животных происходит.
– Разные места, отдаленность, да, большая.
– Вероятность возможна в каждом селе, в любом?
– Да. Но на сегодняшний день, опять же, обращаясь к людям, что они много информации вбрасывают в интернет. Звонят в диспетчерскую службу: видели волка. А не реагировать мы не можем, отправляем специалистов туда, егерей, полицию.
– По каждому звонку выезжаете?
– Обязательно, потому что ситуация критическая. Это же опасно для населения. Выезжаем, смотрим, там собака побежала, там собака. К сожалению, это еще один такой проблемный вопрос с населением, это в собаках. То, что собаки не прицепленные, не на цепи сидят. Хозяин, как правило, всегда находится, но, к сожалению люди пренебрегают этими правилами.
– Спасибо, что напомнили о правилах. Мы сегодня разговаривали с руководителем сектора сельского хозяйства администрации Михайловского района. Дмитрий Васильевич Мозговой был в студии. О том какая ситуация в районе с бешенством, с бруцеллезом, и почему все это происходит, и как самое главное от этого уберечься. Спасибо большое.
Источник новости: http://www.amur.info/simple/2019/03/28/9845
Область обогнала Сахалин и Камчатку