Лариса Касьян: «Развиваю малую авиацию в Амурской области»
21.08.2022 08:03 208
День Воздушного флота России, ранее известный как День Авиации - это профессиональный праздник всех пилотов воздушного флота, авиаторов, инженерно-технического и диспетчерского состава, бортпроводников и работников авиационной инфраструктуры России. Отмечают его каждое третье воскресенье августа. Так было не всегда, этот праздник штормило как небольшое судно в зоне турбулентности. Но преимущественно авиаторы отмечали свой день летом, то в июле, то августе, то в фиксированную дату (18 августа), то в «плавающую», как сейчас. В этом году праздник выпал на 21 число.Дорога в авиацию у нашей героини Ларисы Касьян, пилота-инструктора с налетом более 6800 часов, тоже была витиеватой. Но любовь к небу единственная в Приамурье женщина-пилот ощутила еще в детстве.— Я родилась в Благовещенке. Поездила с родителями по всему Дальнему Востоку, – вспоминает летчица. – Моя авиаистория началась в 14 лет, когда мы всей семьей уже окончательно переехали в Благовещенск.Маленькая Лариса росла в семье очень скромных и добродушных амурчан, профессионалов своего дела: папа - профессиональный токарь, мама работала на железной дороге.— Родители и привили мне привычки к труду, доброте и заботе, ответственности и любознательности, – делится Лариса. – Наградили хорошим здоровьем. Мой папа всегда что-то чертил и придумывал. Он называл это «рацуха» (улыбается пилот). Я потом только поняла, что это рациональные предложения, которые улучшали и упрощали его работу.Папа Ларисы не только терминами собственного производства делился с дочерью, но и технику учил осваивать на практике. Он допускал ее к святая-святых: «Помню с детства наш старенький мотоцикл Урал, в котором мы с отцом ковырялись». Еще живы в воспоминаниях Ларисы и запах домашних пончиков, и солнечные желтые шторы, и простенькая чистенькая квартира, и сияющая новогодняя ёлка и песня Валерия Ободзинского andquot;Белые крыльяandquot; с пластинки.... Все это как пазлы одной большой картины … картины из жизни будущей летчицы.Примером для Ларисы стал дядя, он был пилотом и очень близким для нее человеком.— Дядя Юра… Мы рисовали с ним книжку про приключения Бабы Яги и носились по дому и по огороду у бабушки как угорелые, – с теплотой вспоминает беззаботное детство Лариса.Но дядя ушел совсем молодым, погиб в Николаевске.О себе он оставил не только светлые воспоминания, но и мечту о небе, воплощенную в профессию. Повлиял на ее выбор и кинематограф.— Примером для меня, как ни странно, стали девочки из фильма «А зори здесь тихие...». Совсем не про авиацию, но сила духа была просто мощнейшая, - рассказала летчица.Все же началось все с объявления.— В один самый обычный день я села в городской автобус номер 7 и поехала смотреть город Благовещенск. 1988 год. Вот с того самого автобуса всё и началось, – мысленно улетает в отправную точку своей карьеры летчица.Совсем еще юная девочка заметила невзрачное на серой бумаге объявление: шел набор девочек и мальчиков в аэроклуб ДОСААФ. И Лариса отправилась искать заветный адрес из объявления: Театральную, 219.— Дверь открываю, – вспоминает она, – мой будущий инструктор сидит, прибивает пол. Спросил меня: «Молоток держать умеешь?» Да, конечно, умею!!! Вот так и прописалась.«Три года счастья» для любознательной девочки пролетели как мгновение.Потом был самостоятельный вылет, летала на сложный пилотаж и готовилась в профессиональный спорт.фото: личный архив Ларисы КасьянДевяностые стали первой зоной турбулентности в жизни будущей летчицы. Небо пришлось оставить: как и у многих соотечественников дел хватало на земле. Но зато в ее жизнь в этот период пришла любовь, случилась семья, родилась «доченька, глазки бусинки». Много времени отнимала учеба, за ней работа по полученной специальности. Да, Лариса не только летчица, а еще и экономист со стажем, судебный эксперт в области экономики и бухучета. Перерыв в полетах затянулся на 15 лет. Но мысли о небе Ларису не покидали, однажды любовь к звездам вытеснила все обстоятельства, сомнения и отговорки. Пришло время действовать.— Авиация по юности и авиация во взрослом возрасте это две разные авиации, как оказалось, – делится Лариса.Она сделала первый шаг по прежней дороге к небу, позвонила в родной аэроклуб ДОСААФ.— Трубку взял командир, мы с ним разговорились. И с этого момента началась моя новая взрослая авиационная жизнь, – вспоминает летчица. – Я поняла, что не осталось от старого мощного ДОСААФ ничего!!! Нет людей, техника вся изношена, нет базы.Но наша героиня простых путей не ищет. Отнюдь, в ней укрепилось осознание, что «здесь и есть точка приложения всех знаний, навыков, умений, всего мастерства», всего того, что она хочет воплотить в этой жизни.Началась непростая организаторская, местами рутинная работа: разрабатывали программы подготовки кадров для амурской молодёжи, готовили грантовые программы для восстановления самолётного парка, вели переговоры с губернаторами и другими уполномоченными решать подобные вопросы людьми. Заряженных и влюбленных в свою работу людей встречали охотно – амурские авиаторы везде получали поддержку и понимание.— Мною и ныне покойным Сергеем Котовым, на тот момент начальником аэроклуба ДОСААФ, была разработана программа взаимодействия с кадетским корпусом для подготовки парашютистов. Десантников и пилотов для системы гражданской авиации, - рассказывает летчица. - Эта программа и нынче действует очень благополучно. Только, к сожалению, не получается пилотов новых для Амурского региона. Считаю, что не хватает идейной составляющей и интересной подачи материала, интересных мероприятий.Именно это заставило пилота-инструктора Касьян в 2012 году начать свой проект под названием «Аэроград Приамурье»: был зарегистрирован первый частный аэродром в Амурской области в Черемхово, Лариса с единомышленниками стала развивать все направления авиационного спорта, это и авиамоделизм, и парашютный спорт, и дельтапланеризм, и парапланеризм, и, конечно же, самолётный спорт.фото: личный архив Ларисы КасьянВ 2015 году появляется авиакомпания «Иволга» для работы по мониторингу пожаров, гендиректором которой становится Лариса Касьян. Увы, в настоящее время аэродром в Черемхово пришлось закрыть из-за частых наводнений. Но на смену этому появился новый аэродром, обустройством которого летчица вместе со своей командой сейчас активно занимается.И у нее на все хватает времени, она руководит аэроклубом andquot;ЧИРОКandquot;, следит за состоянием своих двух личных самолетов (а это тоже труд, ведь этим транспортным средствам не только по земле вдоль полосы катиться, а еще и летать – ответственность нереальная).— Гражданский пилот – это человек предельной ответственности. Это определённый психологический типаж – собранный до занудности и скрупулёзный до строгости. Это не условный Валерий Чкалов, который может себе позволить летать под мостами, пугать стада коров на бреющем полёте и заниматься прочим «воздушным хулиганством» – гражданскому пилоту доверен не вёрткий истребитель, а огромная неповоротливая махина, в кабине которой приборов больше, чем деталей в автомобиле, - объясняет пилот Касьян, освоившая за свою летную карьеру 18 типов воздушной техники. - Я понимаю, что это аргумент достаточно условный, но просто попробуйте посадить такой самолёт, не просто на землю, а по центру взлётной полосы, хотя бы в компьютерном симуляторе, MFS 10, например. Думаю, это кое-как получится раза так с пятидесятого. В симуляторе, а не в жизни. В жизни – на десять порядков сложнее.Лариса уверена, что небо не прощает небрежности, и там не бывает ни мальчиков, ни девочек. От пола не зависит профессионализм и техника.фото: личный архив Ларисы КасьянКак у любого опытного авиатора, у Ларисы немало было непростых полетов и откровенно сложных посадок, примерами она делиться не стала, слишком личное. Но о том чувстве, что всегда доводило ее до посадочной полосы, и ощущениях после внештатных ситуаций она все-таки рассказала.— Во время сильной болтанки весь концентрируешься, мобилизуешься, стараешься думать о семье, о самом дорогом, – вспоминает летчица. – Считаешь минуты до соприкосновения шасси с землей. А когда уже все позади, ноги словно наливаются чем-то тяжелым, их просто не вытащить из кабины, такое в теле копится напряжение.Но эти моменты никогда не останавливали амурского пилота, она летала, летает и будет это делать. А еще научит своему ремеслу всех желающих, предупреждая каждого: «пилоты – это люди, которым предстоит, без преувеличений, самая сложная в мире профессия».У пилота-инструктора из Приамурья множество наград и целый ряд ответственных постов: член общественного совета при Минтрансе России, член координационного совета по развитию гражданской авиации при Президенте РФ и член международной ассоциации пилотов.фото: личный архив Ларисы КасьянТакому инструктору можно смело доверить и свое обучение, и жизнь. Лариса Касьян умеет преодолевать трудности и бороться с обстоятельствами. За ее плечами 35 парашютных прыжков, около 7000 часов общего налета и по-настоящему верная дружная команда единомышленников, с которой амурская летчица встретит очередной свой профессиональный праздник.фото: личный архив Ларисы Касьян
Источник новости: https://www.amur.info/news/2022/08/21/207629