Прибытие главы Северной Кореи в Амурскую область обеспечивали десятки представителей российских и зарубежных силовых структур. Журналистов даже близко не подпустили к железнодорожным путям. О предстоящем визите не говорили до последнего. Даже на станции, где уже вовсю готовились к визиту высокого гостя. Дворники старательно подметали перрон, трап с красной дорожкой и флаги были ещё замотаны в целлофан, а силовики прибывали в Бурею колоннами.
В момент прибытия состава дети и артисты местных коллективов дружно замахали флажками двух государств. Сначала из вагонов выгрузили два «мерседеса». На одном из них Ким Чен Ир, которого встретили полпред на Дальнем Востоке Виктор Ишаев и губернатор Приамурья Олег Кожемяко, поехал на Бурейскую ГЭС.
Работники администрации посёлка Бурея клялись, что ежедневно контролируют как рабочие наводят порядок на вокзале. Полицейские обходили квартиры домов, окна которых выходят на вокзал, и просили хозяев вести себя осторожно. Съёмочную группу благовещенской телекомпании «Альфа-канал» порекомендовали и вовсе убрать камеру. На просьбу корреспондента пояснить, какой закон они нарушают, сотрудник ответил лаконично: «Никакую статью закона вы не нарушаете. Камеру уберите, пожалуйста». Жилые дома стали режимными объектами. Казалось, российские законы во время приезда главы другой страны не действуют. К визиту северокорейского лидера предприняли беспрецедентные меры безопасности: жителям окрестных двухэтажек сказали занавесить окна, ни в коем случае не выглядывать из них и не снимать Ким Чен Ира на мобильный телефон. Профессиональная съёмка и вовсе была чудом – северокорейские власти категорически её запретили.
В единственном дворе, близком к перрону, собрались десятки человек. Творческие коллективы несколько раз пели и плясали перед проходящими товарными вагонами. Литерный поезд «великого руководителя», «отца народа» и «солнца нации» – у главы КНДР на родине немало титулов, – прибыл в 10:30 утра в воскресенье. Встреча напоминала привет из советского прошлого: флажки, хлеб-соль и песни.
Известно, что Ким Чен Ир передвигается только на поездах. В составе 26 вагонов. В них разместились рабочий кабинет, спальня, комнаты для персонала. Сначала из поезда выкатились два «мерседеса». На одном из них визитёр потом отправился на Бурейскую ГЭС. Сам лидер появился позже. Оператор «Альфа-канала» смог снять его появление только с расстояния 150 метров – ближе не подпускали. Несколько минут на бурейской земле и глава иностранного государства уезжает на ГЭС. «Увидела, а что ж мне его не видеть? Тут корейцы, китайцы, какая разница? Каждый день», – пожимает плечами местная жительница Елена Носач. Впечатлением от исторической встречи с журналистами поделилась и вокалистка Амурского народного хора Нина Каракулова: «Серьёзный, да. Мне показалось, что он серьёзный, весь такой во внимании. Много лиц было, и у него своя задача. Наша задача – красиво показать, что мы рады ему. У него своя задача, он приехал по работе». Показали и приветственный каравай: на скорую руку, говорят встречающие, лидер Северной Кореи отхватил от него кусочек. «Сначала выгружали машины, поразила ответственность, серьёзность всего мероприятия. Он достаточно простой, доброжелательный с виду мужчина», – рассказали о госте солистки шоу-балета «Максимум».
Снимать поезд не разрешали даже после того как Ким Чен Ир отправился на Бурейскую ГЭС. Вагоны корейского поезда оснащены тонированными стёклами – во время простоя их старательно начищал корейский персонал. Многие бурейцы так и не увидели Ким Чен Ира. Но его визит точно запомнят надолго: ведь к приезду лидера Северной Кореи заасфальтировали привокзальную площадь.