Огонь выжег
почти всю природоохранную территорию Муравьёвского парка. Удалось спасти только постройки, да и то не все. Уничтожены два домика в детском лагере парка, где каждое лето проходят экологические смены. Сильно пострадали остальные строения. Главное, что остались целыми вольеры с птицами. Парк горит не в первый раз. В мае 2010 года из-за сильных палов выгорело
почти 80 процентов территории. Тогда в гнёздах аистов сгорели яйца, из которых вскоре должны были вылупиться птенцы.
Весной текущего года в парке прошли контролируемые отжиги, поэтому весенний пожароопасный период прошёл спокойно. Осенью на отжиги в МЧС не дали разрешения, сославшись на приказ правительства. Теперь учёные сокрушаются: природе нанесён серьёзный урон. «Мы весной провели отжиги, правда, нам пришлось две недели потратить на то, чтобы получить разрешение, хотя переговоры велись на протяжении всей зимы. И приехал из США специалист с очень большим опытом. А этой осенью мы так и не получили разрешение на отжиги, потому что
идёт пожароопасный период. Но дело в том, что есть пожароопасный период и есть понятие о пожароопасных условиях. Есть простая наука, которая знает о том, когда отжигать, при каких условиях. Для этого надо знать влажность, температуру, скорость ветра. А у нас в этом году рекордная численность журавлей, 17 пар суммарно, японских и даурских. На следующий год мы не можем ожидать даже средних или низких показателей, потому что нет места для их гнездования», – говорит президент Муравьёвского парка Сергей Смиренский. Он едва стоит на ногах – не спал больше суток. Огонь вспыхнул ночью и утром вплотную подошёл к постройкам. Пламя тушили несколько пожарных дружин, сотрудники парка и добровольцы. «Был очень сильный ветер, порядка 18 метров в секунду, Это фактически штормовой ветер, очень сложно при таком ветре тушить степные палы», – объясняет начальник Тамбовской пожарной части Игорь Черпак.
Плотная пелена дыма затянула почти весь юг Амурской области. Сухой, практически без осадков сентябрь приносит свои плоды: то в одном, то в другом месте вспыхивает сухая трава. На некоторых участках дороги видимость не больше одного метра.
Деревенские жители стараются не отходить далеко от своих селений – это слишком опасно. На дальние пастбища животных не гоняют. Пастухи уже научены: завидят дым и сразу направляют стадо поближе к селу. «Сгорят и коровы, и я сгорю вместе с ними!», – объясняет пастух Владимир Гуриев. У фермеров другая забота: на полях ещё не успели убрать пшеницу и главную амурскую культуру сою. Пламя уничтожило часть урожая. Незасеянные участки вокруг полей по несколько раз перепахивают, чтобы сухую траву смешать с землёй. В сёлах люди давно уже привыкли, что каждую весну и осень они живут как на пороховой бочке. Те, кто живёт на окраине, запасаются собственными пожарными шлангами и насосами.
Тем временем сотрудники Муравьёвского парка вместе с пожарными продолжают заливать тлеющий огонь. Ущерб не подсчитывали, не до того пока. Вдали всё ещё полыхает.