Вступило в силу постановление правительства, которое обязывает владельцев оборудовать тахографами все автобусы, занимающиеся коммерческой перевозкой. Приборы фиксируют, сколько времени проводит водитель в дороге, с какой скоростью он движется. Несмотря на то, что с момента опубликования документа прошло полтора года, некоторые перевозчики не торопятся соблюдать закон.
Тахограф устанавливается на приборной панели. Устройство похоже на дисковод. На специальной тахограмме фиксируются все показатели. «На этой карте можно увидеть, на протяжении какого периода времени была скорость у автомобиля, когда он остановился, сколько времени стоял, – перечисляет водитель междугороднего автобуса Геннадий Бабков. – Я думаю, это дисциплинирует». Постановление о тахографах обязало ставить приборы на муниципальных и частных автобусах, занимающихся коммерческой перевозкой. Ирина Мунгалова – хозяйка фирмы-перевозчика – о выполнении закона позаботилась заранее: купила технику, уже оборудованную нужным прибором. «На данный момент преимуществ больших я не вижу. Это, опять же, только расходный материал. Эти тахограммы стоят определённых денег – 100 штучек стоят порядка 450 рублей у нас в городе. Поэтому это пока дополнительные расходы для нас», – говорит предприниматель.
Новшества объясняют заботой о водителях. Считается, что многие из них работают больше, чем положено. А уставший водитель может уснуть за рулём и спровоцировать ДТП. Предприниматели возражают: то, что водитель перерабатывает, фиксирует и другая система – ГЛОНАСС. Её обязали использовать несколько лет назад. Прибор показывает скорость машины, время от начала работы двигателя и преодолённое расстояние. Оборудовать автобус системой ГЛОНАСС обойдётся в среднем до 20 тысяч рублей. Самописец вместе с установкой стоит как минимум в два раза дороже. На «ГАЗель», например, уходит около 44 тысяч рублей, на автобусы большие автобусы ещё больше.
На некоторых предприятиях, где уже нет смысла хвататься за кошелёк, хватаются за голову: «Например, тахограф-система на каждый автобус нам обойдётся в 55 тысяч рублей. ГЛОНАСС стоит порядка 18 тысяч. Это ещё потребуется где-то найти как минимум три миллиона. А ведь это тоже не заложено в тариф. М если их не закладывать, то
их просто негде взять», – объясняет директор Райчихинского пассажирского автотранспортного предприятия Андрей Тягло. Организации, оснастившие свои автобусы фиксирующими приборами, можно пересчитать по пальцам. Как и тех, кто занимается продажей и установкой приборов. Таких фирм на всю область – две. Обе находятся в Благовещенске. Сотрудники одной из компаний рассказали, что сейчас можно устанавливать только цифровые тахографы. На каждый прибор нужна именная карточка водителя. Стоит она 3 500 рублей, и делают её в Москве. Если водитель меняется, карточку придётся делать заново.
В Госавтодорнадзоре объясняют: тем, кто не установил самописцы, будут отказывать в лицензии. Тем, у кого лицензия уже есть, а устройства нет, грозит штраф в размере от 3 000 рублей для предпринимателей, до 50 000 для юридических лиц. Причём, штрафовать станут за каждый день, начиная с 23 января. При повторном нарушении суд может приостановить деятельность перевозчика. «Сейчас проводятся проверочные мероприятия, по некоторым выявленным фактам протоколы ещё не составлялись – проводятся проверки. Но мы уже двум субъектам отказали в выдаче лицензионных карточек», – сообщает заместитель начальника отдела амурского управления Госавтодорнадзора Денис Будкин.
Проверкой приборов займутся и сотрудники ГИБДД. Чем теперь грозит перевозчикам новшество, можно только догадываться, ведь многие уверяют, что у них денег на тахографы и тем более на штрафы нет.