В посёлке Орлиный Свободненского района сложилась критическая ситуация, сообщает газета
«Зейские огни»: котельная работает с трудом и в любой момент может встать, в квартирах – не более 17 градусов тепла, в поселковой администрации давно уже работают, не снимая верхнейодежды. Морозы крепчают, и жители Орлиного переживают, как бы не случилось того, что около 1000 жителей посёлка замёрзнут зимой. Причиной такой ситуации стало противостояние между военными и жителями села.
После того как отсюда была выведена воинская часть, жители посёлка и администрация Малосазанского сельсовета, в который входит Орлиный, настаивали на том, что военные должны передать в муниципалитет объекты и жилой фонд, предварительно проведя капремонты всех зданий и сооружений, поскольку те сильно изношены. Но военные на встрече заявили, что готовы это сделать лишь на безвозмездной основе, поскольку денег у них нет. Передача должна была пройти до конца сентября, но до сих пор так и не состоялась. Комиссия, созданная из жителей посёлка Орлиный, изучила всю документацию и нашла ряд нарушений закона о передаче. Свои претензии они разослали в министерство имущественных отношений Амурской области, в Восточный военный округ, в Хабаровск, Министерство обороны РФ в Москву, губернатору Олегу Кожемяко, депутату заксобрания Спиридонову и президенту Путину, но пока вопрос не сдвинулся с мёртвой точки.
«В сентябре командир Белогорской военной части Дубчак приехал к нам без документов, привёз лишь бланки актов передачи и думал, что мы формально - в кабинете - всё подпишем и примем, – рассказал Владимир Барчук, член комиссии по передаче объектов недвижимого имущества в собственность муниципального образования посёлка Орлиный. – Военные хотели передать жилой фонд, как табуретки со склада, по инвентарному номеру. Естественно, мы ничего принимать не стали, а указали Евгению Владимировичу на ряд нарушений».
«Мы готовы принять все объекты. Жилой фонд, недвижимые объекты: бывшие склады, казармы, автопарк, котельную, – утверждает Наталья Макущенко, глава сельской администрации. – Но все они должны быть переданы в надлежащем состоянии, это необходимое условие передачи. Поскольку многие орлинцы проживают здесь не один десяток лет, мы знаем, что капитальные ремонты в городке, начиная с его основания в 1954 году, никогда не проводились. Формально деньги на капремонты выделялись, но это было лишь на бумаге, деньги, видимо, расходовались на иные цели».
Местные власти предложили военным отремонтировать здания либо выделить деньги на эти цели и передать их в администрацию. Тогда военные предложили 180 миллионов рублей. Но, по предварительным подсчётам, на капитальный ремонт всего городка и содержание его до конца года нужно 1 миллиард 236 миллионов рублей. Документы с этой суммой и полным перечнем объектов администрация передала в министерство имущественных отношений Амурской области. Оттуда документы ушли в Хабаровск и далее в Москву.
«В октябре нам пришёл ответ – приказ о передаче, но там вновь были нарушения, –– говорит Владимир Барчук. – Например, нам предлагают принять жилой дом, за исключением служебных квартир. А вот документа, который бы уточнял, какая квартира в доме служебная, а какая нет, не прислали. Судя по нашим договорам найма, у всех жителей посёлка жильё служебное, выходит, военные решили передать нам здание без квартир?»
Местные жители говорят, что порой у них складывается такое впечатление, будто военные ждут, что люди просто не выдержат и покинут городок.
Сейчас Орлиный содержится в нормальном состоянии только силами жителей. Но через пару месяцев может случиться так, что и передавать будет нечего, ведь к объектам, которые не могут быть приняты в муниципальную собственность, относятся жилые дома и объекты коммунального хозяйства, находящиеся в аварийном состоянии и подлежащие сносу. Это уже случилось с офицерской столовой, от которой остались одни развалины, причём до сих пор участок под ней не рекультивирован. «Военным выгодно довести Орлиный до такого состояния, а потом сказать, что гражданские сами всё растащили, но мы хотим здесь жить и намерены бороться за свой посёлок. Это наша малая Родина», – говорят жители Орлиного.
Работник местной котельной Юрий Орлов говорит, что при сильном морозе котельная может выйти из строя: «Температурный режим уже сейчас не выдерживаем, так что можно смело сказать, мы уже замерзаем. В прошлом году была авария за аварией, и только благодаря местной администрации и представителям администрации Свободненского района, которые чуть ли не жили в нашей котельной, удалось спасти систему от размораживания. Я на котельной работаю уже 20 лет и знаю, что котлы ни разу не менялись с момента основания городка, то есть они отработали по 2-3 срока. А котлонадзор нас не проверял уже лет 10, и по сути то, что мы начали отопительный сезон без проверок и на таком оборудовании, – это уже преступление. Но, как видите, никому до этого дела нет».
Котёл, который военные обещали установить в Орлином к началу отопительного сезона, привезли только недавно. Сейчас он лежит в разобранном виде, и на его монтаж и установку потребуется немало времени. А угля, говорят в котельной, хватит лишь на неделю.
Есть ещё одна проблема – наименование «Орлиный» не зарегистрировано в установленном законом порядке, это был шифр военных. Юридический адрес населённого пункта – администрация Малосазанского сельсовета, Свободный-21.