Правозащитники продолжают борьбу против статьи «клевета», которую убрали из Уголовного кодекса в декабре 2011-го в бытность президентства Дмитрия Медведева, и снова криминализировали в июле 2012-го после возращения Владимира Путина на главный государственный пост. В минувшем декабре Путин поручил Совету по правам человека «уточнить» понятие клеветы в Уголовный кодекс.
«За полгода стало понятно, зачем эта статья была возвращена в УК. Она – дубинка против тех, кто много говорит, журналистов и общественных активистов. Совет, по крайней мере, предложил убрать оттуда явный бред», – в интервью «Коммерсанту» сказал член комиссии СПЧ по свободе информации Павел Чиков, комментируя подготовленные поправки. Их авторы предпочли бы снова убрать клевету из Уголовного кодекса. Но, судя по всему, подготовлен и компромиссный вариант. Эти поправки уже разосланы членам Совета для заочного голосования. Если больше половины из них поддержат документ, его направят в администрацию президента, сообщается на сайте межрегиональной общественной организации содействия защите гражданских прав
«Справедливость».
Сейчас под понятие клеветы (статья 318 Уголовного кодекса РФ) подпадают сведения, порочащие «честь и достоинство другого лица или подрывающие его репутацию». Предлагаемая новая формулировка – «заведомо ложные сведения о частной жизни другого лица с целью опорочить его честь и достоинство».
Правозащитники также намерены сократить статью 318 с пяти до двух пунктов – «Клевета» и «Клевета, содержащаяся в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или СМИ», а максимальное наказание снизить со штрафа в 5 миллионов рублей или обязательных работ на 480 часов до штрафа в 120 тысяч рублей либо работ на 240 часов.
Предлагается также перевести дела о клевете в категорию частного обвинения, то есть возбуждать их только по заявлению потерпевшего. Сейчас силовики могут привлекать граждан к ответственности, даже если «оклеветанный» никаких претензий не имеет.
Ещё одна важная поправка – отмена статьи 319 Уголовного кодекса «Оскорбление представителя власти» и перенос её в Кодекс об административных правонарушениях. Дело в том, что в декабре 2011 года обиды обычных граждан декриминализировали. «Получилось, что права представителя власти защищены больше, чем права любого другого гражданина», – поясняет Павел Чиков.
Заодно президентский Совет предложил уточнить статью 144 УК РФ «Воспрепятствование законной деятельности журналистов». а именно считать преступлением помехи «в какой бы то ни было форме». Поправки вводят новую статью — 144.1 «Преследование за критику» – для защиты не только журналистов, но и других граждан. Предусмотренное максимальное наказание – штраф в 2 миллиона рублей или исправительные работы на срок до двух лет.